см. Ч.1 Самоубийство бродяги? Начало.
см. Ч.2 Кто убил Есенина? Продолжение.
Окончание.
Поэзия
Атрибуты поцелуев
Пародия
«Поцелуй названья не имеет,
Поцелуй - не надпись на гробах.
Красной розой поцелуи веют,
Лепестками тая на губах.»
1924 г., Сергей Есенин*. (Из «Персидских мотивов». Собр. соч. в 5-ти томах. Т.3. М., Худ.лит., 1962, с.10)
Как назвать мне слово «поцелуй».
Я молчу, пропала речи сила,
Хоть ругай меня или линчуй.
Поцелуй - не червь, живущий в иле,
Маком он алеет на устах!
Поцелуй - не надпись на могиле,
Не табличка на похоронах.
Не на мраморной табличке даты -
Цифр, покрытых бронзою, тиски.
Поцелуи - соловья рулады,
А не скрипы гробовой доски.
Поцелуй - не там, где крематорий
Жаждет сердце превратить в золу.
Поцелуй, как лучший санаторий,
Лечит. Я пою ему хвалу.
Поцелуй - не буквы на заборе.
Поцелуй - живительный бальзам.
Плещет он, как радостное море,
Волнами взлетая к небесам.
И его ты не ищи на стенах
Туалетов или гальюнов.
Он трепещет в жарких наших венах,
Возникая из волшебных снов.
Анатолий Яни**.
* * *
Наука раздевания
«Вот и опять у лежанки я греюсь,
Сбросил ботинки, пиджак свой раздел.
Снова я ожил и снова надеюсь
Так же, как в детстве, на лучший удел.»
20 сентября 1925 г. Сергей Есенин. (Стихотворение «Снежная память дробится и кроется...»)
«Раздеть можно только кого-то. Предмет одежды
можно только снять. Возможно неодушевлённое
существительное в роли прямого дополнения, если оно
изображает живое существо, например, кукла, пупс.»
(Из «Словаря русского языка»)
Где же Качалов? Куда он пропал?
Джим подаёт мне лохматую лапу, -
просит, чтоб стих я ему прочитал.
Очень тиха и бесшумна погода,
в шерсти собачьей ладонью тону.
Звёзды раздеть я хочу с небосвода,
лаем раздеть бы мне с неба луну.
Вот я и брюки свои раздеваю -
и непонятно, во что я одет.
Если пиджак мне напомнит Данаю,
то и его я раздену, поэт.
Строки Сергея читаю в Одессе,
но не могу их постигнуть никак.
Пусть мне подскажет филолог-профессор,
как и во что же одет был пиджак!
Значит,поехал скворечник! Раздоры
с речью видны: оголить можно стан.
Может, одежду он сбрасывал с Доры,
с милой своей Айседоры Дункан?
Нет, не постичь раздеванья науки,
дабы скользила ладонь по бедру.
Как самородки, крестьянские руки
жаждут сорвать с персиянки чадру.
Анатолий Яни.
* * *
А как же иначе?
(Вариант пародии)
- Как же иначе любить мне голубку?
Ну а ещё мне у этой красотки
Нужно раздеть расписные колготки.
Не позабыть бы раздеть и сапожки,
А заодно, может быть, и серёжки?
Боли бы не причинить только ушку!
Волос раздел - он упал на подушку.
Бросил любовь я свою на весы,
Ловко раздев тру..., простите, часы.
Кольца и чистый прозрачный берилл
- Льда ж оболочку с души не стащил.
Анатолий Яни.
* * *
Три женщины
«После смерти Зинаиды Райх на квартире её был найден небольшой листок с планом воспоминаний о Есенине. Упомянуты были отдельные эпизоды их жизни. Кто знает, может быть, исчезли и более пространные записки Райх о поэте? Так или иначе, но смерть унесла в могилу тайну их жизни и их любви.»
Александр Лукьянов («Сергей Есенин. Тайна жизни». Ростов-на-Дону. Издательство Феникс, 2000. С.496)
Крупицы правды не хранятся ль где-то?
Помогут ли архивы КГБ
Восстановить трагедию поэта?
Кто скажет мне: ушёл в последний путь
Есенин сам или его убили?
Ответьте же: а видел кто-нибудь,
Как выстрелила Галя на могиле?
Ни у кого на истину не прав,
Не прошибёт никто фантазий горы.
На колесо намотан туго шарф -
- Раздавлена гортань у Айседоры.
Преследуют убийства или страх Есенина.
С ним связаны кошмары.
Убили зверски Зинаиду Райх:
Она писать хотела мемуары.
Есенина преследуют гробы -
- И гаснут блики всех алмазных граней.
Три женщины - три смерти, три судьбы -
- Оборванная цепь воспоминаний.
Всё у поэта связано с бедой.
Как хищный зверь, грызёт мой мозг обида.
Три женщины погибли чередой:
Галина, Айседора, Зинаида.
2000 г.
Анатолий Яни.
* * *
Милицейский протокол
О гибели поэта
К гостинице бегу я, к «Англетеру».
Весть город на Неве берёт в кольцо
О гибели. Я чувствую аферу.
Примчался. В номер приоткрыта дверь.
Весь интерьер овеян злым секретом.
Подумалось о том, какой же зверь
Так яростно расправился с поэтом.
Окостенела правая рука,
Приподнята в изгибе, бронзовея.
Лицо распухло - жуткая тоска -
И не узнать Есенина Сергея.
Мент на диван воссел, как на престол.
Карандаша огрызком то и дело
Он водит, составляя протокол.
А на полу лежит поэта тело.
Что труп для милитошки? Так, пустяк.
Не знает никаких он евхаристий.
«Под правым глазом, - пишет он, - синяк,
Царапины нехитрые на кисти».
Ещё что Коля Горбов записал?
Что видел он под потолком, балдея?
Лежала тумба, канделябр стоял.
Затянута петлёй не мёртвой шея.
Раскрыт американский чемодан -
Клубками лезут галстуки, как змеи.
Стреляет многоцветность, как наган,
Той пестротой, что вовсе неуместна.
Лоб закрывала желтизна волос.
Всё кончено. Ушёл из жизни витязь.
За столиком - графин воды, мол, пей,
Но мент сквозь зубы цедит: «Распишитесь!»
Был мне противен этот ералаш,
Противилась душа всей этой яви.
Сломался тут ментовский карандаш -
И подписи своей я не поставил.
Летят в окне снежинки без конца,
Надвинулся Исаакий лавой.
И траур чёрный окаймил певца
Теперь уже сосем ненужной славой.
Метель гудит вовсю, приснилось мне,
И «Англетер» рождает слух ментовский.
«Конец его естественен вполне!» -
Ложь раздувает наглый Маяковский.
Анатолий Яни.
* * *
Я у бабушки спрашивал
Виноград поднимался к веранде большой.
Помню, бабушка очень любила Сергуню -
Золотого поэта с пастушьей душой.
Он, как друга, собаку просил: «Дай мне лапу!»
«Жить нам стоит на свете!» - любил говорить.
В нежных строчках умел воспевать даже жабу.
А его паразиты решили убить.
У бабули я спрашивал: «Что же случилось?»
Это тайна. Попал, говорят, он в петлю.
Юность в нём озорная, как рожь, колосилась.
Я стихи его ясные очень люблю.
Всем на свете сердцам он – товарищ по чувствам.
В нём словесные реки шумели, как пир.
Было слово его настоящим искусством.
Взгляд у бабушки милой сиял, как сапфир.
Лишь теперь детства памятью день тот оценен,
Когда томом поэта я стал обладать.
А бабуля его называла Ясенин:
Для неё был он ясен, как ясень, видать.
Анатолий Яни.
* * *
Есенин и Бабель
«Гаснут красные крылья заката».
Сергей Есенин.
А Бабелю вновь вспоминалась Одесса.
- Давай-ка поделим короны, Исаак! -
Ладонью Есенин пространство разрезал.
Был ранен тот вечер в кровавой борьбе,
Упало на липу закатное солнце.
– Ты прозы корону возьми-ка себе,
Корона поэзии мне достаётся.
- Сергей, ты мне смехом щекочешь бока.
Твой юмор совсем неуместен, Есенин.
Какой я король? Лучше выпьем пивка,
На кружки напялив короны из пены!
Прозаик ваял черноморский причал.
Поэт, было видно, задумался тоже.
Есенин недавний Нью-Йорк вспоминал,
А Бабель - волну, что на лошадь похожа.
Был на Грибоедова Бабель похож,
Очки улыбались в сияньи цветочном...
Читает поэт про волнистую рожь.
Прозаик очки протирает платочком.
Стихи золотые из сердца певца
Катились - и Бабель влюблялся в них снова.
Сидели под деревом два мудреца,
Два тридцатилетних волшебника слова.
Анатолий Яни.
* * *
Волшебство сказки
«Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.»
Сергей Есенин.
И сердце пляшет, как его Дункан.
Есенин - это Моцарта стихия,
Любви и страсти огненный вулкан.
Мне написать бы книгу про поэта!
Волшебной сказкой он приходит в сны.
Его судьбу одели вихри света
В цветы святой, живительной весны.
Он жаждал сказок и волшебных зрелищ,
Как солнца луч, рассеивал туман.
На Сером Волке, как Иван Царевич,
Перемахнул он через океан.
По океану, как по переулку,
Мчал всадник, чтоб сошлись любви стези.
Есенинское сердце пело гулко:
«Волчище Серый, мчи меня, вези!»
Сергей похож ли на самоубийцу?
Ведь поднимал за царство жизни тост
И Айседору, как свою Жар-птицу,
Сумел, счастливый, ухватить за хвост!
Дарила Муза радостные краски.
От счастья пьяный, вечно молодой,
Он к жизни относился, словно к сказке,
И сам светился сказкой золотой.
Обидно: жил поэт на свете мало,
И смерти тайну не узнать из книг.
Мне кажется, когда его не стало,
Поэзия осиротела вмиг.
Уже не воскресят ничьи рассказы
Его костей, его могильный прах.
Мой друг по чувствам, парень синеглазый,
Как облако, растаял в небесах.
12 ноября 2012 г.
Анатолий Яни.
* * *
Айседора
Как мечту, это тело любя, –
В ноябре двадцать первого года
Довелось мне увидеть тебя.
Дашь ли мне ты, любимая, что-то
Из того, что любовью зовут,
Что бывает порой слаще мёда
И волшебней легенд и причуд?
Надоела уж литература.
Мне б лишь тискать тебя до утра,
Айседора моя, Айседура,
Задушевная Айседыра!
Будь плясуньей моей и кодуньей!
Ну а кем до меня ты была?
Хохотуньей, путаной, петуньей
Вся от пят до ушей и чела.
Море радости в айсезадоре
Возлегло предо мною - я горд.
Айсесказка моя, Айсегоре,
Айсестрастный мой Айсеаккорд!
Стала счастьем моим ты и карой,
Вновь безумством чаруешь меня,
Айсефлейтой и айсегитарой
По ночам в гулких венах звеня.
Для меня ты подобна запою,
Айседористый мой алкоголь.
Женщин всех ты затмила собою,
Айседрама моя, айсеболь!
Анатолий Яни.
* * *
Мой поэтический палиндром
Анатолий Яни.
-------
ПЕревертень - фраза или стих, читающиеся по буквам спереди назад
и сзади наперёд, сохраняя при этом тот же смысл.
Поэту Николаю Доризо
автору зачатия Есенина
«Есенин только начинается...»
Николай Доризо.
Черкнул ты, Доризо, мой друг?
От этих слов твоих, немея,
Теряет память стая мух.
Ты рифмой лезешь вон из кожи,
Ты посещал Литинститут!
Есенин для тебя, быть может,
Похож на шахматный дебют?
Каким началом стих твой вспенен?
Чьи хочешь вздуть ты паруса?
Как начинается Есенин?
Как утро или как гроза?
Есенин для тебя - начало
Или трагический конец?
Корова даже замычала
От выдумки твоей, мудрец!
И что за странная манера
Назвать началом казнь Лазо?
А ты в ловушку «Англетера»
Попасть не хочешь, Доризо?
С Есениным сравнится ль Фучик?
Знать этого нам не дано.
Кто начался? О, Доризунчик,
Его ж прикончили давно!
Анатолий Яни.
* * *
Встреча Есенина с Блоком
«Петроград встретил его с восхищением,
как обжара землянику в январе».
Максим Горький о Сергее Есенине.
Здесь площадь и народа тучи.
А за спиною - сундучок,
Багаж и скарб из строк певучих.
Встаёт малиновый рассвет
Над конским памятником строгим.
Сергею - девятнадцать лет,
Он встретиться желает с Блоком.
Парнишка прибыл в Петроград,
Чтоб обратиться прямо к Блоку,-
И встретил Блок его, как брат:
Живой талант открылся оку.
Как строфы у певца коров
В цветном танцуют сарафане!
Журчит фонтан его стихов
Мочой кобылы из Рязани.
Блок шепчет: «Ты - Густав Доре!
Я восхищён огнём задора!..»
Так землянику в январе
Встречает с радостью обжора.
Анатолий Яни.
* * *
Есенин и Тарзан
Леониду Даниловичу Чеканову, одесскому судмедэксперту
Предавался лишь хмельным пирам.
Нет, Есенин наш - не алкоголик.
Доказать хочу я это вам.
Светятся очей лазурных угли.
Нет, поэт - не пьяный хулиган,
А скорее - император джунглей,
Хочется сказать, второй Тарзан.
Научиться плавать - не забава.
Страхом, плачем полнилась душа:
Лет с пяти дядья учили плавать,
С лодки в глубь бросая малыша.
Трепетал мальчонка, как собака,
Слыша резкий дяди Саши крик:
- Эй, куда годишься ты, чертяка,
Неумелка, трус, а не мужик?!
А потом Сергей другому дяде
Заменял охотничьих собак,
Вплавь бросаясь по озёрной глади
И подбитых подбирая крякв.
Плыл легко, напоминал моторку,
Не забавы ради, без затей
Проявляя удаль и сноровку
До конца своих беспутных дней.
И, женившись вдруг на Айседоре,
В Штатах проявил он эту прыть:
В разгоревшемся однажды споре
На пари не отказался плыть.
Так порхает над волною чайка,
Так руками машут косари.
Там, в бассейне, - это вам не байка! -
Наш Есенин выиграл пари.
С кем же наш Сергей соревновался?
У кого победу вырвал он?
Проигравшим в споре оказался
Джонни, олимпийский чемпион!
Я горжусь людьми такого сорта.
Радости на сердце нет конца.
Сколько у Вайсмюллера рекордов!
А Есенин обогнал пловца!
Не триумф ли это «хулигана»?
Наш Сергей Есенин - это тигр! -
Обогнал, представьте-ка, Тарзана -
Чемпиона Олимпийских игр!
Он любил махать косою в поле,
Милых женщин не спускал с колен...
А скажите, мог ли алкоголик
Плавать, как всемирный рекордсмен?!
Анатолий Яни.
Есенин №2
Мы с тобой как родственные души.
Я люблю общение с тобой.
И твои стихи люблю я слушать.
Для меня Есенин ты второй.
6 января 2004 г.
Лина Томчи (Из стихов о Евгении Пилацком. Сб. «Седая весна». Одесса, «Феникс», 2006, с.138)
Ты - как Лермонтов порой.
Для меня - Антон ты, Дельвиг,
Баратынский мой второй.
Ты - почти что Виктор Боков
И немного Губерман.
Ты - второй мой Сумароков,
Ты - мой третий Мопассан.
Ты пришёл, как поезд скорый.
Ты - мой родственник душой.
Ты - Людовик. Но который?
Валуа или Святой?
Заглянул ко мне, не гордый.
Слышу голос твой, пиит.
Ты - не Генрих ли Четвёртый?
Нет: ведь он давно убит.
Ты - и новый Исаковский,
И второй мой Щипачёв.
Ты - мой следующий Твардовский,
И очередной Сурков.
Ты - второй мой Маяковский,
Обновлённый Пастернак.
Ты - мой свежий Матусовский
Точно так же, как Маршак.
Ты, как Пётр Первый, мнилось,
Стал стихов моих герой,
Но вчера мне вдруг приснилось:
Царь ты! Николай Второй!
Всех ты их намного лучше
Как источник красоты.
Пусть не первый Фёдор Тютчев,
Но Пилацкий первый ты.
Кто ещё, скажи на милость.
Пушкин? Да, хоть и второй.
И поэтому влюбилась
Я в общение с тобой.
Анатолий Яни.
* * *
Возвращение Сергея Есенина из Мурманска
Узнал, как вместе с Зинаидой Райх
Есенин совершил поездку в Мурманск.
Жаль, сведений об этом очень мало.
Легка, как пух, походка у Есенина.
Сиял, как небо, галстук цвета синего.
Уверенностью веет от фигуры,
И молодостью светится лицо.
Есенину всего лишь двадцать два,
Ещё женатым не был он ни разу.
Пора приобрести пиджак и шляпу,
И, непременно, добрую жену.
Лишь на пути обратном в Петроград
В вагоне поезда своей супруге будущей
Он предложенье сделает: «О,Зина!
Хочу я, знаете, на вас жениться»
Её глаза прелестные, как вишни,
Сверкали. За окном берёзы плыли,
Как Зинаиды матовая кожа,
Прельщая небывалой красотой.
Ответ немного рассердил Сергея.
Она сказала: «Дайте мне подумать!»
Их отношенья сдержанными были,
А вскоре предстояло им венчаться.
Есенин говорить умел без слов:
Лишь головы кивком или руками,
Порывистым движением бровей,
Прищуриваньем глаз своих лазурных.
Круиз на Север подарил удачу:
На Райх женился он, на одесситке.
И думается мне, что это Мурманск
Стать мужем и женою повелел им.
Вернулись в Петроград молодожёны.
Проспект Литейный номер тридцать три.
Семейным счастьем брезжил этот адрес.
Стал Мейерхольд потом супругом Зины.
Анатолий Яни.
* * *
Есенин и олигархи
Осталась лишь одна мечта издать
Том сочинений - книгу про Есенина.
Но надоело спонсора искать.
Не изданы мои стихотворения.
«Отговорила роща золотая» -
Холодная пришла в мой мир зима:
Нет дела олигархам до Есенина.
Так как же книгу мне издать о нём
«Отговорила роща золотая»?
Писал в стихах Гийом Аполлинер,
Прощаясь с жизнью,как Сергей Есенин.
- Адью, мой друг, до встречи впереди!
Прощайте! Солнцу горло перерезали, -
Писал в стихах Гийом Аполлинер.
Где олигархи? Не разбил ли гром?!
От денежных мешков литература
Зависит ли? Есенина убили
Тем, что не издают стихи о нём.
Где олигархи? Не разбил ли гром?!
Анатолий Яни.
* * *
Погиб поэт
Мы знаем, абсолютно точно знаем:
Поэт безвинный уничтожен властью.
Так было испокон веков, всегда.
Есенин изувечен при допросах,
И весь он изуродован ужасно.
Над ним бандиты зверски издевались,
И даже левый глаз его исчез.
Мы видим, как стихи его кромсают
На клочья никудышних диссертаций,
И ради меркантильных интересов
Замыливают черти нам глаза.
Но сомневаться в истине не стоит:
Безжалостно поэт убит злодеем,
И никогда, конечно же, не будет
И думать про убийцу прокурор.
Погиб поэт. Он уничтожен властью.
И рукописи тут же испарились.
Исчезли. разворованы, пропали.
Так было вечно. Будет так всегда.
Анатолий Яни.
* * *
Лысый Есенин
Сяду вкруг осин пригожих,
На клочок травы...-
Синеглазого Серёжу
Не видали вы?...
Жёлтый лист несут метели
Через перевал...
Не Серёжа ли с похмелья
Кудри растерял?
Пётр Орешин
(Стихотворение «Ответ»)
На травы клочок
И кричит, осины теша,
Где ползёт жучок:
- Пусть расскажут мне осины,
Кто, когда из них
Тут встречал Рязани сына,
Пишущего стих!
Отвечают листопады
Красным языком:
-Знают, может быть, закаты,
Где Сергея дом.
Пётр Орешин вопрошает:
- Как Сергей исчез?
Кудри он ли тут теряет,
Словно листья лес?..
Петю ветер лишь встречает:
- Не рехнулся ль ты?
Ветер Пете отвечает:
- Ты - поэт беды!
Образумься! Что ты мелешь?
Глупые мазки.
Это вовсе не метели,
А твои мозги
Разлетелись в жёлтой пене -
Их несёт Борей.
Не терял Сергей Есенин
Золотых кудрей!
Не бросал среди орешин
Золота волос.
Чем ты думаешь, Орешин?
Не в лесу ли рос?
Так, где бродит старый леший
Да пищит Яга,
Не свихнулся ль ты, Орешин,
На стихах слегка?
У тебя такая рожа,
Словно у ослов.
Знать ты должен, что Серёжа -
Это не Хрущёв:
Не терял ведь шевелюры,
Нет, совсем не лыс.
От твоей литературы
Сдохла стая крыс.
Анатолий Яни.
* * *
Есенин и Паустовский
«Есенину я обязан многим. Он научил меня видеть
небогатую и просторную рязанскую землю - её сияющие
речные дали, обнажённые ракиты, в которых посвистывал
октябрьский ветерок, пожухлую крапиву, перепадающие
дожди, молочный дым над сёлами, мокрых телят с удивлёнными
глазами, пустынные, неведомо куда ведущие дороги».
1963 г.
Константин Паустовский (Из «Книги скитаний»)
Раскроем «Повести о жизни» том.
Как сам писал когда-то Паустовский,
Есенина он был учеником.
Читайте: Паустовский у Есенина
Учился силе слова колдовской.
Уроки речи у поэта русского
Брал сочинитель «Розы золотой».
Учил природу видеть, дождь, долины,
Как в синеву куда-то мчит река,
Телят, жующих травы, даль дороги,
Лопух, полынь, крапиву, облака.
Костры рябин. Взошла луна высокая,
Сияя, словно горностая мех.
В поэта строчках слышал Паустовский,
Серьгами как звенел девичий смех.
Была изба похожа на корову,
Глазами окон всматривалась в сад.
И потихоньку челюсти порога
Жевали сена сладкий аромат.
Анатолий Яни.
* * *
Есенина читает Паустовский
Блестит луны пастушеский фагот,
А из него, как звуки, капли масла
Пролились на хрустящий огород.
Есенина читает Паустовский
И ветерка в ракитах слышит свист.
Слышны ему и галок отголоски,
И как в обнимку с ветром пляшет лист.
Есенин - и родной ему, и близкий.
Багряный клён с листвы струит вино.
Вовеки не забыть домишко низкий
И с голубыми ставнями окно.
Луга и лет покрыты бледным ситцем
невзрачных, скромных северных небес.
С Есениным душа желает слиться,
И в каждой строчке дух его воскрес.
Как золото, есенинские рощи
Сверкают вдоль ведущих в даль дорог,
Где вечер, с неба снизойдя, полощет
В прохладной речке пальцы тёплых ног.
Опять литературные наброски
Возникли,и опять я к ним приник.
Опять стихи читает Паустовский -
И строчки мёдом липнут на язык.
15 декабря 2012 г.
Анатолий Яни.
* * *
Есенин и Киров
Нередко во сне мы беседуем с ним до рассвета.
На вечере Киров Есенина встретил в Баку
И стал покровителем милого сердцу поэта.
Всё чаще звенели стихи его, радуя всех.
Есенин счастливую должен был встретить Фемиду.
Настроен на труд, и его ожидает успех.
Все лгут мемуары: не склонен поэт к суициду!
Ужасный декабрь судьбу оборвёт и строку,
А всё же Кавказ называют страницей удачи.
Тридцатого марта Есенин приехал в Баку,
В апреле и мае он жил в Мардакянах на даче.
Баку для Есенина - творчества дивный причал,
Иллюзия Персии под тегеранской луною.
Талантливый критик и тёзка его здесь встречал.
Сады Хоросана волшебной светились листвою.
Как недруги подло смертельный устроили бал!
И каждый, наверное, мнил себя в роли Отелло.
Услышав о смерти Есенина, Киров сказал:
«Мой тёзка разбился о камни сердец зачерствелых».
Поэта великого крайне трагичен удел.
Столетье прошло, а от скорби нам некуда деться.
До слёз мне обидно: и Киров спасти не сумел
Поэта, чьей песней людское наполнено сердце.
Анатолий Яни.
* * *
Забаненный Есенин. Юмореска
Если бы Есенин участвовал в каком-нибудь компьютерном сайте, например, в «Хохмодроме», уверен, что его непременно бы вскоре забанили.
Вспомним, что в 1924 году Сергей Есенин писал в своих знаменитых «Персидских мотивах»:
О любви в словах не говорят,
О любви вздыхают лишь украдкой,
Да глаза, КАК ЯХОНТЫ, ГОРЯТ.
Кому-то из читателей, увидевших эти слова на мониторе, могло бы вдруг показаться, что выражение «как яхонты, горят» очень знакомо и что Есенин у кого-то его украл. Слямзил, стырил, спёр, содрал. Только вот у кого? Чтобы проверить это и уточнить, пользователи компьютера залазят в поисковики типа «Рамблер» или «Яндекс» и дают задание компьютерному Интернету выяснить, кто же на самом деле автор этого красивого и давно известного поэтического сравнения.
В ответ компьютер тут же выдаёт нужную справку, указывая на строки басни Ивана Крылова «Лисица и Виноград», написанной двести лет назад:
А кисти сочные, КАК ЯХОНТЫ ГОРЯТ. Между прочим, тут же, на мониторе, это выражение подкрепляется и научно-информационной статьёй: «Научно доказано, что, когда глаза горят, как яхонты, всякое вмешательство извне под предлогом различий в цвете кожи, форме носов, этнической, классовой или конфессиональной принадлежности - абсолютно неэффективно»... Обнаружив такое точное сходство-совпадение и приняв его за наглый плагиат литературного вора, все стали в сотни так называемых «рецензионных» глоток петь в одну яхонтную дудку, как хоровое стадо прыгающих по лианам обезьян: «Смотрите же! Как не стыдно? Какой позор! Есенин – вор, поэтический грабитель, мародёр! Есенин – нахал-плагиатор! Он похитил великолепнейшее поэтическое сравнение у великого русского баснописца – у дедушки Крылова, потому что не в состоянии, не в силах бы придумать ничего своего, оригинального и неповторимого!» Вскоре на сайте появился даже в разделе «Новости» структурно-филологический анализ поэтического текста Есенина, написанный одним из серьёзных хохмодромовских критиков:
«Давайте-ка же внимательно вчитаемся в первое же четверостишие известной басни Ивана Андреевича Крылова:
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные, как яхонты, горят.
Вслушайтесь, каков язык, вернее, словарь языка Крылова! О виноградных гроздьях сказано, что они горят! Как яхонты! Яхонты же – старинное название рубина и сапфира, рубин – красный, сапфир – синий или голубой. Какого же цвета виноград в басне – красный или синий? Крылов сразу же ответил нам на этот вопрос, потому что в его талантливой басне «винограду кисти рделись»! Рделись, рдеть – резко выделяться красным цветом, отливать красным цветом, краснеть. Значит, цвет винограда в крыловской басне – не синий, а красный. А у бездумного плагиатора Есенина? Получается, что красные глаза?! Как красные фонари, что ли? Кому нужен этот пошлый плагиат?!»
Со всех уголков земного шара посыпались жалобы читателей и всяческие ругательства, оскорбления и даже матерщина в адрес ничтожного плагиатора, которого все дружно возненавидели за это бессовестное и гнусное литературное воровство. И в тот же день Главный Модератор решил срочно и немедленно закрыть доступ грубо нарушившего правила пользователя Сергея Есенина к Интернету.
Анатолий Яни, г. Одесса
-------------------
*Сергей Александрович Есенин (21 сентября (3 октября) 1895, село Константиново, Рязанская губерния - 28 декабря 1925, Ленинград) - русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и (в более позднем периоде творчества) имажинизма.
------------------
А. Яни |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|