Коллаж. http://evgen-isch.livejournal.com
Коллаж. http://evgen-isch.livejournal.com
Противостояние общественности и пивного бизнеса по поводу беспрецедентного «антипивного закона» на пике. Амурское правительство и Законодательной собрание опубликовали свои долгожданные позиции. Есть устойчивое ощущение лояльности амурских властей к пивным бизнес-интересам. Ситуация крайне интересная. Предлагаю разобраться вместе.
 
Еще бы, если закон все-таки вступит в силу (с третьего раза), то мы получим прецедент для копирования по всей России. А это - десятки тысяч алкогольных точек покинут жилые дома, уйдут из шаговой доступности подальше от детей и молодежи.
 
Но, для начала небольшой экскурс в историю вопроса.
 
На сегодня в Амурской области настоящая пивнушечная эпидемия. Только в Благовещенске на 220 тыс. жителей общее количество «пивных» заведений перевалило за 500 и более 1 000 точек, где можно купить алкоголь (из них в бывших квартирах 146 на март 2015, сейчас больше).
 
Есть пятиэтажки, где их по три на дом! Количество сих заведений продолжает расти, вытесняя прочие виды торговли с первых этажей жилых домов. Цветочные, книжные, продуктовые магазины, рестораны закрываются, а открываются пивные точки.
 
Жители города на грани самых резких реакций (алкашня под окнами и днем и ночью со всеми сопутствующими «радостями»). Есть пример постройки стены между двором и пивнушкой после пьяного нападения пивных завсегдатаев на одного из жильцов. Вал заявлений в прокуратуру, УВД и т.д. У каждого старшего дома (где пивнушки) есть своя история про «куда мы только не писали...».
 
В течение 3-х лет при активном участии (инициативе) прошлого амурского губернатора через кучу заморочек двигался ко вступлению беспрецедентный для России закон о выдворении пивнушек из жилых домов.
 
Было все: (1) уловки, массовые нарушения, лоббирование со стороны «пивных» предпринимателей (2) большой общественный резонанс в виде круглых столов, общественных слушаний, пикетов, сбора подписей (собрано 10211 подписей).
 
И вот, наконец, в октябре прошлого года депутаты практически единогласно принимают этот закон. Единственно с оговоркой - дают «пивным» предпринимателям 6 месяцев на смену деятельности или переезд в иные торговые точки. Ждали вступления в силу 1 апреля 2015 г.
 
Жить бы да радоваться. Вроде граждане отстояли свое право растить детей в комфортной для себя среде, но начались «кино и немцы».
 
За неделю до вступления в силу самой главной статьи закона депутаты Заксобрания по предложению амурского министерства по развитию предпринимательства голосуют о переносе вступления в силу этого закона еще на 9 месяцев - «до лучших времен» - и это в нарушение всех общественных публичных договоренностей, которые были достигнуты на больших общественных слушаниях. В кулуарах дали понять, что закон планируют отменять вовсе.
 
Далее пришлось вместо того, чтобы заниматься другими полезными проектами, поднимать эту тему сызнова.
 
Подключение к решению возросшей проблемы возможностей Общероссийского общественного движения «Суть времени», 3 месяца сбора подписей, подача обращений (требовали вступления в силу закона) на нового губернатора Александра Козлова, амурское Заксобрание, в приемную президента РФ, привлечение СМИ, совет по проблеме в Общественной палате Амурской области с последующим аналогичным обращением от ОП к губернатору, гражданский видеомарафон «Дай знать», привлечение к проблеме представителей Общественной Палаты РФ, множество публикаций в сетях.
 
Мяч был на стороне областного правительства. Два месяца ждали ответа. Получили без особой конкретики.
 
И вот, появилась конкретика. Документ официальный (размещен на официальном сайте областного правительства) и является ее консолидированной позицией.
 
Локомотивом процесса стал председатель Законодательного Собрания Амурской области Константин Дьяконов (недавно он стал и главой амурских «единороссов»).
 
Предлагаю перейти к разбору документа.
 
Сам документ состоит из двух частей:
 
- прямые цитаты самого Константина Викторовича;
 
- умозаключения и интерпретации некоего автора, писавшего этот текст, которые в прочем выражают текущую позицию правительства Амурской области (ведь документ размещен на официальном сайте правительства).
 
И так, текст.
 
Заголовок: «После обращения Константина Дьяконова к амурским бизнесменам и главам городов и районов нашумевший антиалкогольный закон еще раз пересмотрят».
 
Соответственно отмечаем, основанием для нового пересмотра явилось обращение Дьяконова.
 
«Приближается дата - 1 января 2016 года - когда вступит в силу новая редакция действующего в Амурской области антиалкогольного закона. С нового года планируется прекратить продажу алкогольной продукции в помещениях, расположенных на первом этаже жилых зданий».
 
Т.е., без всякого вмешательства закон о запрете (согласованный - пересогласованный) на торговлю алкоголем в жилых домах автоматически вступил бы в силу через полтора месяца.
 
Но тут запускается новый процесс пересмотра (уже второй за этот год!), который ставит под вопрос необходимость вступления в силу этого закона.
 
Основания для этого должны быть существенные, т.к. данный закон многократно уже согласовывался всеми сторонами процесса - публично и крайне резонансно на общественных слушаниях и дважды голосованием депутатов. Что же это за основания такие? Читаем дальше.
 
«Новая версия закона вызвала большую волну общественных обсуждений. Жители области разделились на два практически равных по своей численности лагеря: те, кто настаивает на ужесточении закона с целью оздоровления нации и те, кто просит об определенной, возможно, временной либерализации новой редакции закона. Если в первом случае речь идет об общественных, часто молодежных организациях, то во втором - протестуют многочисленные работники торговых точек, которые с 1 января рискуют оказаться уволенными».
 
Итак, несколько примечательных моментов.
 
«Жители области разделились на два практически равных по своей численности лагеря».
Интересный тезис.
 
Про «лагерь общественников» есть факты:
 
- из опрошенных 14500 жителей области из 91-го населенного пункта - 10 211 (70% опрошенных) поддержали закон против алкоголя в жилых домах и поставили свои подписи под обращением на губернатора, и только 10% опрошенных выступили за сохранение пивнушек в жилых домах (20% - там оказалось «все равно»).
 
- в этом же «лагере» городской совет ООСов, после общения с которыми в мае этого года мы и запустили сызнова процесс по сбору подписей и привлечению внимания к проблеме;
 
- в этом же лагере Общественная палата Амурской области, которая так же направила на губернатора обращение с полной поддержкой необходимости вступления в силу этого закона. Напомню, что Общественная палата - это 33 руководителя общественных, коммерческих и прочих структур Амурской области;
 
- в этом же «лагере» и один из двух организаторов всей этой летне-осенней кампании по сбору подписей и общественному освещению - Всероссийское общественной движение «Суть времени», руководителем которого я являюсь в Амурской области;
 
- в этом же «лагере» группа тех самых «часто молодежных» организаций;
 
- в этом же «лагере» и другие представители организаций, высказавшие свое мнение лично в видео обращениях в поддержку вступления в силу этого закона. Среди них: «Союз женщин России», Общероссийский народный фронт, представители Благовещенской православной епархии, благовещенские предприниматели, журналист «Амурской правды», «Российский фонд мира», «Амурский областной центр медицинской профилактики», представители отдела по делам молодежи администрации Благовещенска и др.
 
Так же многократно ранее с поддержкой на многочисленных площадках выступали самые разнообразные организации типа: Амурский Роспотребнадзор и прочие (в СМИ множество публикаций с заявлениями).
 
Есть еще целый ряд других организаций, обращение от которых так же будут представлены в ближайшее время.
 
Все эти структуры правительство Амурской области называет «общественными, часто молодежными».
 
А кто же в противоположном лагере?
 
Нам известно про несколько организаций: «Опора России», «Деловая Россия», омбудсмен по защите прав предпринимателей. Оно и понятно. Данные структуры созданы для защиты интересов предпринимателей, что безусловно важно, т.к. поддержка и развитие предпринимательства один из краеугольных камней благополучия нашей страны. Вот они и защищают соответствующие интересы по всем фронтам. Судя по откладыванию нашего закона, делают это не плохо.
 
Так же нам известно про приезд в Благовещенск пару недель назад неких предпринимателей из Белогорска, которые общались по данную вопросу с фракцией «Единой России» Заксобрания Амурской области.
 
Привезли некие подписи (скромное количество). Может где-то в СМИ и проходила информация с подробностями, но я не нашел. Приезд в гости к фракции «ЕР» вряд ли случаен. Из 36 депутатов в Заксобрании 22 из «Единой России». 22-х голосов достаточно для принятия или блокирования закона. Но не стоит демонизировать кого-либо. Везде люди разные. Время покажет.
 
Еще есть интересанты от «пивного» бизнеса и их работники. Но, их количество обсудим ниже.
 
Есть ли основания считать два «лагеря» равными, решайте сами. На мой взгляд - явно нет.
 
Учитывая, что малый бизнес в Приамурье - это более 30 тысяч субъектов (около 9 тыс. малых и средних предприятий и более 21 тыс. ИП), что каждый третий амурчанин из числа трудоспособного населения занят именно в этой сфере, амурские власти считают, что малый бизнес нуждается в поддержке.
 
Представлена статистическая информация об общем количестве предпринимателей в Амурской трудящихся во всех сферах деятельности. К чему она здесь?
 
Из всего количества предпринимателей нас интересует лишь особенная категория, а именно - те самые хозяева магазинов, расположенных в жилых домах в бывших квартирах, которые торгуют алкоголем. Причем речь не идет о запрете торговли в этих помещениях вообще (продукты, услуги, другие товары - пожалуйста). Речь только о запрете продажи алкоголя в этих торговых точках.
 
Так сколько же таких торговых точек в области? Каковы ФАКТЫ?
 
Факты доступны (по состоянию на 20 марта 2015 г.): «По данным министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области сейчас из трех тысяч точек, где торгуют алкоголем в Амурской области, 461 объект - это магазины, которые раньше были жилыми помещениями. В том числе в Благовещенске 160 таких точек».
 
461 магазин на область. В Благовещенске в марте было 146, сейчас порядком 50 добавилось за 7 месяцев. Т.е. около 200. Сколько предпринимателей за ними? С учетом того, что распространены пивные сети из нескольких магазинов с одним хозяином, то таких предпринимателей не более 100 в столице области и до 200 по области. Т.е. только 300 из 30 000 амурских предпринимателей подпадут под этот закон! Это факт.
 
300 из 30 000
1% из 100%
 
Тремстам предпринимателям в масштабах области нужно будет сменить вид торговли с алкоголя на любой другой более социально-полезный или сменить помещение.
 
Нужна ли им помощь? Безусловно ДА. Мы солидарны с тем, что «амурские власти считают, что малый бизнес нуждается в поддержке», тем более часть ответственности за доведения ситуации до этого итога лежит и на амурских властях (3 года мурыжим этот закон).
 
Есть еще миф о сколько-нибудь значимых («великих») налоговых поступлений в амурский бюджет. По этому вопросу будет отдельная публикация так же на фактах.
 
Еще цитата спикера Заксобрания области Константина Дьяконова. Отметим наиболее содержательные.
 
«Есть вероятность, что после вступления закона в силу будет закрыт целый ряд торговых точек. Работники окажутся на улице, пострадают и их семьи. Мы заинтересованы в том, чтобы соблюсти интересы всех сторон. Прийти к совместному решению: как же все-таки поступить. Конечно, в пределах разумного: учитывая, например, недопустимость расположения вблизи детских площадок и прочее».
 
На мой взгляд посыл эмоционален и не основывается на фактах. Желание прийти «к совместному решению» на основании четких фактов мы конечно же приветствуем.
 
«Недопустимость расположения вблизи детских площадок» так же приветствуется и надеемся, что это станет следующим общим шагом наведения порядка в этом вопросе по всей области в рамках общественно-государственного сотрудничества.
 
Вообще, мы приветствуем желание Константина Дьяконова учесть все мнения. Очень хорошо, когда яркий представитель амурских властей идет на встречу общественности. Грань действительно очень тонкая, да и вопрос уже привлек внимание многих федеральных структур. Очень не хотелось бы в очередной раз «прославлять» Амурскую область негативными примерами взаимодействия представителей государства и гражданского общества.
 
В целом из данного документа мы не увидели достаточных оснований для сомнений и инициирования возможности отмены/переноса закона. Возможно в последующем общении общественности и рабочей группы Заксобрания данные факты - основания будут публично представлены для оценки.
 
Общественная палата Амурской области отправило официальный запрос на областное Заксобрание с просьбой включить в состав рабочей группы представителя ОП. Надеемся на положительный ответ.
 
В целом, мы настроены на позитивное общение и конструктивные решения, несмотря на прошлый негативный опыт. А как оно выйдет в реальности, время покажет.
 
Уверены, что в среде наших амурских руководителей достаточно здоровых сил, а так же политической прозорливости не выносить этот разгорающийся потенциальный скандал (уничтожение института общественно-государственного сотрудничества) на федеральный уровень.
 
И еще. Каждый депутат имеет право голосовать как считает нужным, но в интересах своих избирателей. В этот раз голосование не будет всем скопом (безличное). Необходимо нести публичную ответственность за принимаемые решения.
 
Надеемся на их осознанный выбор. Проголосовавшие против благополучия амурчан и за перенос/отмену «антипивного» закона будут пофамильно объявлены во всех доступных нам информационных каналах. Избиратели узнают своих «героев». Похвалят или поругают - это большой вопрос.
 
Евгений Ищенко,
Благовещенск.