Одна из страничек рукописного буклета, с любовью сделанного руками работников детского реабилитационного центра «Амурский» в память о своем бывшем главном враче. Фото Ольги Андреевой
Одна из страничек рукописного буклета, с любовью сделанного руками работников детского реабилитационного центра «Амурский» в память о своем бывшем главном враче. Фото Ольги Андреевой
12 мая на 77-м году жизни скончался известный хабаровский доктор и организатор медицины Николай Костицын. Более двадцати лет Николай Леонидович возглавлял уникальный для Хабаровска и Дальнего Востока детский санаторий «Амурский».  
 
Николай с детства мечтал стать медиком. Уже на третьем курсе Благовещенского медицинского института начал заниматься в хирургическом кружке. После окончания института получил распределение в Магаданскую область, работал хирургом в национальном районе.
 
Николай Леонидович всегда стремился к новым знаниям. В 1968 году он поступил в ординатуру в Хабаровске, специализировался в ортопедии и травматологии. После окончания ординатуры Костицыну предложили заведование детским травматологическим отделением в 13-й городской больнице Хабаровска. При новом заведующем число коек увеличилось в два раза - с 35 до 70, начали проводиться сложные хирургические операции.
Николай Леонидович внедрил более десяти рацпредложений.
 
А когда в детской краевой клинической больнице открылось ортопедическое отделение, Николай Леонидович был назначен его заведующим.
 
А в 1985 году ему предложили возглавить детский санаторий «Амурский». В те перестроечные времена это медучреждение представляло собой безрадостное зрелище: полуразвалившееся здание, запущенная территория. Но заглянем немного в историю этих мест и самого лечебного заведения.
 
Дикий виноград Богдановки
 
В далеком 1893 году знаменитый хабаровский купец и депутат городской думы Сергей Яковлевич Богданов купил в шести верстах от Хабаровска огромный участок земли. Приобрел он его у разорившегося благовещенского коммерсанта Рафаилова за 2500 рублей. Купец назвал этот район заимкой.
 
За несколько лет Богданов превратил купленную территорию в своеобразный сельскохозяйственный комплекс, причем с безотходным производством.
 
Это сейчас заимки становятся просто местом развлечений и отдыха. А в те дореволюционные, царские времена здесь располагались склады, мельница, маслозавод, конюшня, дом для рабочих и даже ржаное поле в сорок десятин. И хотя земля эта была не самой плодородной, но хлебушек-то рос, пшеничка колосилась.
 
Сам владелец заимки в основном занимался добычей, переработкой и продажей рыбы. Умер купец Сергей Богданов сто с лишним лет назад, от отравления лососиной.
 
И вот по какому-то роковому совпадению ровно через 20 лет, уже в советское время, здесь будет создан медицинский центр, где начнут лечить, в том числе, и болезни органов пищеварения.
 
Кстати, в бытность Богданова в его огромном имении были помимо прочего два минеральных родника, большой сад, где плодоносили яблони, сливы, груши, рос замечательный дикий виноград. Это место хабаровчане до сих пор называют Богдановкой.
 

От дачного поселка – к диспансеру
 
Советская власть после окончания Гражданской войны на Дальнем Востоке бывшую купеческую территорию отдала под элитный дачный поселок. С 1923 года здесь располагался еще и дом отдыха профсоюзов.
 
А в октябре 1927 года тут открыли небольшой детский туберкулезный диспансер на полтора десятка мест. Воздух здесь неповторимый, целебный. Сам легендарный командующий Особой Дальневосточной армией Василий Блюхер тут дачу приобрел. Позднее ее превратили в военный санаторий.
 
В 1937 году в этом районе началось строительство тоннеля под Амуром, и в большинстве построек Богдановки были открыты для приезжих рабочих-метростроевцев магазин, детский сад и столовая. А диспансер все же каким-то чудом остался. И в 1942 году он превратился в детский санаторий Дальневосточной железной дороги.
 
А вообще-то история этого места уникальна и даже в некотором смысле парадоксальна.
 
В 1912 году во время строительства уже надводной переправы через Амур в этих местах обнаружились древние стоянки нанайцев и тунгусов. Даже знаменитый исследователь Владимир Арсеньев принял участие в раскопках, а затем передал часть находок в хабаровский краеведческий музей, которым он и руководил. Но ученые говорят, что тысячи артефактов так и остались в земле.
 
Да только и это не все. Человеческая жизнь здесь началась еще в I веке до нашей эры. Почти там же, где и нанайские городища, только на большей глубине в 1959 году знаменитый академик Алексей Окладников, перекопавший после войны чуть ли не весь юг Дальнего Востока, обнаружил несколько захоронений древних чжурчжэней.
 
И опять совсем немного находок попало в руки ученых. Не стали полностью вскрывать археологи эти места. А между тем целый античный город Золотой империи находился внутри этой сопки.
 
Горный воздух – гордость и спасение
 
И вот диспансер, открытый в этом месте почти 90 лет назад, стал детским санаторием под названием «Амурский». Нынче это самое крупное стационарное медицинское учреждение своего профиля в Хабаровском крае.
 
Сегодня здесь лечат практически от всех болезней 3-14-летних детишек. Работают чуть ли не самые лучшие врачи города - почти всех медицинских специализаций. Полагаю, многие доктора знают, в каком уникальном месте происходит здравоохранительный процесс. Скорее всего, знал и чувствовал это и главный врач Николай Костицын, когда более 30 лет назад ему доверили возглавлять санаторий.
 
Под руководством нового главврача тогда были построены школа, психоневрологический и соматический корпуса, реконструировано здание администрации. Появилась своя теплотрасса, открылось поликлиническое отделение, даже попытались восстановить историческое здание усадьбы Богданова.
 
В санатории собрался коллектив профессионалов, благодаря его поддержке Николай Леонидович с успехом внедрял инновационные направления. Одной из инноваций была установка аппарата «Био-Нова» в нелегком 1997 году.
 
- Метод гипокситерапии «Горный воздух» используется нами в комплексном лечении детей с различной патологией, - с гордостью рассказывал тогда главврач санатория Николай Костицын. - Чаще всего гипокситерапия применялась для лечения детей с патологией бронхолегочной системы (бронхиальная астма, хроническая пневмония, рецидивирующий бронхит) и - сердечно-сосудистой системы, с аллергическими заболеваниями, в позднем восстановительном периоде черепно-мозговых травм и перинатальном поражении центральной нервной системы, при патологии опорно-двигательного аппарата.
 
Добавим, что данная методика применялась у детей с целью профилактики острых респираторных заболеваний, повышения иммунной реактивности организма, нормализации функций симпато-адреналовой системы, улучшения бронхиальной проводимости и т.п.
 
По словам Николая Костицына, использование комплексного лечения позволило снизить частоту респираторных заболеваний и приступов бронхиальной астмы в 2-3 раза. У детей с гиперкинетической формой ДЦП улучшалась двигательная активность, уравновешивалось поведение, нормализовался сон, успокаивалась нервная система.
 
Первый лауреат премии Дьяченко
 
Николай Костицын учился всю жизнь: у него было три высших образования. Николай Леонидович - кандидат психологических наук, врач высшей категории, указом президента России получил звание заслуженного врача РФ.
 
Именно врач Николай Костицын стал одним из первых лауреатов престижной хабаровской культурно-исторической премии имени Якова Дьяченко. Был депутатом городской и краевой думы.
 
Чуть ли не до последних дней Николай Леонидович оставался в медицине, работал детским ортопедом, не терял связи с родным санаторием, который он фактически и создал.
 
Работники «Амурского» в память о своем руководителе сделали большой рукописный планшет с черно-белыми фотографиями о трудовой биографии Николая Костицына. Взглянув на эти странички, не без сердечного трепета понимаешь, что медики - люди совсем небогатые, чтобы заказывать в типографии дорогущие буклеты. Но такой коллективный собственноручный манускрипт стоит дороже любого красочного альбома.
 
Вечная память простому доктору и подвижнику Николаю Леонидовичу Костицыну.
 
Андрей Мирмович