Дом Павлова и Анатолий Курышов
Дом Павлова и Анатолий Курышов

Центральный аппарат Министерства Обороны РФ направил в адрес  командующего  ДВО поручение разобраться  в причинах, тормозящих  включение в списки ветеранов Великой Отечественной войны 78-летнего комсомольчанина Анатолия Николаевича Курышова, оборонявшего 11-летним пацаном легендарный Дом Павлова.  Роковая  бюрократическая  ошибка, закравшаяся  в учетные данные с 1947 года, «омолодила» героического участника Сталинградской битвы  на целых 7 лет,  в итоге лишив почетного статуса гражданина, награжденного за свой недетский подвиг орденом Красной Звезды.  

 

Наша осенняя публикация о ветеране «нон грата» (см. Ветеран без статуса) вызвала резонанс в обществе и в Правительстве РФ. Вслед за сайтом «Дебри ДВ» сразу несколько центральных телеканалов пытались восстановить справедливость в отношении  скромного коммуниста, который за полвека так и ни разу и не воспользовался своими ратными заслугами. Однако военкомы Хабаровского края и Комсомольска-на-Амуре продолжают упрямо докладывать вышестоящим инстанциям ошибочные сведения, укоренившиеся в местных архивах:  паспортный возраст А. Н. Курышова, мол,  не предполагает его участия в осенних сражениях 1942 года.

 

Чиновники в погонах дополнительно сообщают «свою истину»: «Поскольку в представленных документах отсутствуют сведения, подтверждающие его нахождение в составе воинской части, входящей в состав действующей армии, комиссия комиссариата Хабаровского права не имеет права принимать решение о выдаче удостоверения ветерана ВОВ товарищу Курышову А. Н....».  

 

Невдомек кабинетным вершителям судеб, что в разгар Сталинградского сражения разыскать  для оформления израненного и больного малолетнего бойца  штабным писарям, видимо,  в голову  не приходило. Не добрались делопроизводители до маленького героя под свинцовым градом. Зато официальные административные источники  на протяжении 30 лет  неоднократно подтверждали: дата рождения Курышова занесена  в   паспорт орденоносца ошибочно.  И даже  орденская книжка за номером 806357, подписанная секретарем Верховного Совета СССР,  не пробудила комиссаров.  Не переубедили  их и личные свидетельства выживших защитников.  Еще в 1979 году сам  Герой Советского Союза  Павлов,  работая секретарем райкома партии в Новгороде, встретившись  с Анатолием Николаевичем в присутствии государственных деятелей и журналистов, рассказал всей стране о своем малолетнем соратнике. Их неожиданная встреча пробудила тогда целую армию  пропагандистов.  

 

  

И. Воронов и А. Курышов
И. Воронов и А. Курышов

Последний раз почетный гость  Волгограда побывал на мемориале «Дом Павлова» на 60-летний юбилей Победы по личному приглашению губернатора Волгоградской области.  Тогда же Курышов узнал о том, что в живых, кроме него, остались только трое защитников дома Павлова -  Горя Хохолов, Камолжан Тургунов и Илья Воронов. В тот год  Анатолий Николаевич успел встретиться  с легендарным пулеметчиком, раненным более 20 раз (!) и потерявшим ногу. Вместе  с ним при атаке фрицев пионер держал одну на двоих гранату с выдернутой чекой.  Их прорвавшиеся слезы и  горячие объятия  на родине Воронова в селе  Шаблыкино запечатлели печатные издания Орловской области (см. изображение). Сегодня и этого героя Сталинграда уже нет в живых.  А кипы газет и три официальных подтверждения Хохолова, Тургунова и Воронова о героическом участии Курышева при защите дома Павлова так и не пробили бюрократическую оборону. Неужели комиссариаты теперь  додумались подозревать в беспамятстве или исторической фальсификации даже троих боевых разведчиков?

 

Наш сайт  уже рассказывал читателю, как в 1981 году легендарный командир Павлов умер на операционном столе, так и не успев помочь исправить нелепую ошибку в паспорте и оформить выжившему Толику ветеранское удостоверение.  Кстати, в конце  80-х, в период затаптывания главных святынь советского народа  один из одемокраченных  работников Музея Боевой Славы дал официальному органу печати интервью, которое никак не касалось коммуниста Курышова, но намекало о неких героях-самозванцах. На этой волне в период  перестройки, возможно,  и возник новый  «вектор идеологической работы по развенчанию лже-героев».  

 

Навязчиво напоминать о себе и что-то требовать от властей  Анатолий Николаевич не привык. Он тихо и скромно работал в Комсомольске художником-оформителем и лишь несколько раз в год закреплял на груди  орденскую планку, выросшую за несколько лет после неожиданной встречи с Павловым. После гибели жены и ребенка в крупной авиакатастрофе  под Иркутском абсолютно одинокий  пенсионер совсем было «ушел в себя». Ожил лишь, по его словам, только в начале сентября 2009 года, после масштабного тиражирования по стране  очерка  «Двадцать пятому-11». После этого и  самого Курышова, и автора статьи  буквально засыпали  электронными посланиями  со всех уголков России.

 

Простых людей, как правило,  интересует  счет ветерана для оказания реальной помощи 78-летнему ветерану «нон грата», у которого обнаружено серьезное онкологическое заболевание. Но не только. Жительница Краснодарского края Иванова Надежда Герасимовна написала в Комсомольск письмо,  поведав о воспоминаниях своего деда.  В последние дни  Сталинградского ада он  вытаскивал из Дома Павлова и передавал медикам контуженного мальчишку, всего в крови и без сознания. Других детей, как вспоминал после войны сам Герой Советского Союза  Яков Павлов,   в последние  дни сражения на Волге рядом с ним не было.

 

Впрочем, провести при необходимости объективное расследование с использованием  всесторонней архивной хронологии и свидетельской информации, казалось бы,   прямая обязанность бдительных работников комиссариатов. Но  никто из них  палец о палец с 1979 года не стукнул, чтобы установить истину.

 

  

 

Вместо того, чтобы выполнить служебный долг и выяснить обстоятельства, при которых писарь Кузнецкого района Пензенской области фальсифицировал год рождения Анатолия Курышова,  последнего из павловцев продолжают подвергать унизительным бюрократическим процедурам. Потерянный в результате контузии слух не позволил Анатолию Николаевичу  даже понять, зачем к нему на днях приходил домой уполномоченный господин, видимо, из местного военкомата. Работник в штатском, не представившись и не предъявив удостоверения личности, в очередной раз попросил изложить претензии. Выслушав историю ошибки образца 1947 года, гость  растворился.  

 

Между тем, история бюрократической халатности, выявленная еще при жизни сержанта Павлова, должна быть известна уже всем ответственным лицам. Отец Анатолия Николаевича, вернувшись с фронта, перевез семью товарняком в Комсомольск-на-Амуре. Обустроив кое-как жену и детей в городе юности,  глава семейства  отправился обратно в родное Тихменево -  продавать дом и оформлять для родных паспорта. Деньги за вырученное имущество батя стал сразу пропивать вместе с сельскими фронтовиками, да, наверное,  с похмелья надиктовал в сельсовете несуразицу о времени появления  своего сына на свет...

 

«Дьявольская несправедливость», как охарактеризовал последствия ошибочной записи заместитель  Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Виктор Ильюхин, преследует Анатолия Николаевича всю жизнь. Новые оскорбительные подозрения и безучастие военкомов подталкивают Курышова  на мысль о поездке в Москву и на родину -  с целью самостоятельно  найти правду в спецархивах. Но восстановить справедливость юридически безграмотному, бедному и больному старику, как убежден автор  этих строк, самому теперь уж  не под силу. К тому же, Анатолию Николаевичу настойчиво и срочно рекомендовано спасаться от раковой опухоли в Новосибирской онкологии.

 

Бюрократический процесс,  оказавшийся  после публикаций о Курышове на личном контроле министра Анатолия Сердюкова, судя по всему, снова входит в фазу безликих отписок и казенных мер.  Но на этот раз ветеранские организации России, депутаты  от КПРФ   и журналисты намерены  контролировать ситуацию независимо от настроя и совести должностных лиц, безнаказанно обделяющих соратника Якова Павлова.  Представители общественности надеются, что очередной  рапорт военкомов  командующему  ДВО и последующий доклад Сердюкову будет проанализирован с учетом всех фактов, изложенных в этой статье.  

 

Напомним еще раз для тех, кто не знает или решил запамятовать  о подвиге 11-летнего защитника Сталинграда. Пионер Курышов стоял насмерть 54 дня, пережив на огненном рубеже пневмонию и контузию, массовую смерть людей и голодное истощение, но при этом выполнял геройски   боевые задачи -  вплоть до тяжелого ранения в голову с полной амнезией на  3 последующих года. Записка, найденная в кармане  бушлата, окаменевшего от засохшей крови,  будет всегда свидетельствовать: «Этот мальчик, Толик Курышов, с 28 сентября по 24 ноября находился со мной в торцевом доме № 61 на площади 9 января. Отражал атаки немцев. Считаю его бойцом своего гарнизона и прошу содействия в спасении его жизни. Гвардии сержант 3-го разведбатальона 42 гв. полка Я. Ф. Павлов». Стоит  военкомам и военачальникам еще раз осмыслить эти строки.

 

Юрий Ковалев

-------

 

См. также: Курышеву – ветерана!

Защитник дома Павлова - депутату В. И. Илюхину

Все доказательства

Ветеран без статуса

-------

 

P. S. Желающим оказать посильную помощь для лечения ветерана в Новосибирске,   сообщаем  реквизиты и банковский счет пенсионера А. Н. Курышова:

 

Получатель: Курышов Анатолий Николаевич;

Лицевой счет: 42306.810.3.7005.1526708;

Банк получателя: Дальневосточный банк СБ РФ г. Хабаровск;

БИК 040813608

КОР/СЧ  30101810600000000608

ИНН 7707083893

ОКОНХ 96130

ОКПО  02785577