|
Типография, которой заведовал Оверин, размещалась в канцелярии генерал-губернатора. Сегодня это четырехэтажное строение на перекрестке улиц Муравьева-Амурского и Волочаевской, где красный кирпич дореволюционной кладки дополняет надстройка советского периода. Впрочем, резиденцию генерал-губернатора вообще не узнать: теперь это окружной дом офицеров российской армии (ОДОРА).
Сергей Михайлович Духовской читал газету, еще пахнущую типографской краской, вероятней всего, в своем кабинете. В резиденции, где он работал и где размещалась его семья, пахло хвоей. Рождество, как и наступление нового 1894 года, только отпраздновали, и елка оставалась в центре внимания домочадцев и гостей.
Первую страницу «Приамурских ведомостей» открывали официальные сообщения из Санкт-Петербурга - указы императора, предписания министерства внутренних дел, других столичных ведомств. Рядом были размещены распоряжения генерал-губернатора, который также командовал Приамурским военным округом, совмещая военную и гражданскую власть, как было принято на рубежах Российской империи.
Публикацию об уволенных в запас военнослужащих, оставшихся на постоянное место жительства, можно считать подтверждением, что закрепление кадров на восточной окраине в конце позапрошлого века, как и сегодня, - задача насущнейшая. Не менее актуальной представляется статистика, которая характеризовала торговлю России и Китая. В 1893 году в Приамурье из сопредельной державы было ввезено товаров в четыре раза больше, нежели вывезено.
Ледянка через Амур
Первым редактором «Приамурских ведомостей» был Михаил Сибирцев. В 1893 году он перевелся в Приамурский военный округ, чему содействовал знаменитый географ и путешественник Петр Семенов, больше известный как Тянь-Шаньский. Это не осталось без внимания генерал-губернатора, который встречался с 30-летним подпоручиком, прибывшим в расквартированный в Хабаровске 3-й Восточно-Сибирский батальон.
Выпускник Петербургского университета, где он стал кандидатом естественных наук, Михаил выбрал годичное отделение пехотного училища, после чего служил на Украине. В Хабаровске Сибирцев участвует в организации научно-исследовательской экспедиции в Китай. И хотя она была отложена, его познания, усердие не остались не замеченными.
- Михаил Яковлевич Сибирцев возглавлял «Приамурские ведомости» больше трех лет, - свидетельствует краевед Анатолий Жуков. - Редакторские обязанности не помешали ему побывать в экспедиции, которая исследовала горную систему Маньчжурии зимой. Пройденное и увиденное он описал в заметках, которые были напечатаны в «Приамурских ведомостях».
«На средства инженера Дормидонтова 5 января в Переяславке устроена для учеников школы и всех детей селения елка в новом, только отстроенном крестьянами школьном доме», - сообщала газета 7 января 1896 года.
Николай Федорович Дормидонтов руководил строительством железной дороги от станции Вяземская до Хабаровска. Это в его честь названа станция Дормидонтовка, что в тридцати километрах от Вяземской, позже выросшая в поселение.
О чем еще можно было прочесть в газете? Военно-спортивное общество «Сокол» провело демонстрацию гимнастических упражнений. Красоте мышц и тела офицеров Приамурского военного округа бурно аплодировали дамы. По Амуре прокладывалась ледянка - железная дорога по льду, поскольку знаменитый мост только начинали строить.
О нем писал Пикуль
С 28 сентября 1897 года обязанности редактора исполнял Антон Сильницкий. До назначения на эту должность поручик Сильницкий командировался на Нижний Амур и в Приморье. На Чукотке он подружился с возглавлявшим Анадырский округ Николаем Гондатти, который позже был назначен Приамурским генерал-губернатором.
Еще более разительные перемены по службе ожидали самого Сильницкого. Его отправили на Камчатку уездным начальником Петропавловска, где он противостоял грязным дельцам, которые объявили его сумасшедшим. Роман Валентина Пикуля «Богатство», как и снятый по нему сериал с Сергеем Кононенко в главной роли, - про Антона Петровича Сильницкого. Неслучайно в кадр попадает первая страница «Приамурских ведомостей», куда он возвратился после свершений на Камчатке, за что был отмечен орденом.
Газета сообщала, что в Крещение в иордань, которая прорубалась во льду рядом с Иннокентьевским храмом, окунались смельчаки, от молодых офицеров Приамурского военного округа до принявших православие торговцев из Китая.
- Главный город Приамурского генерал-губернаторства, которое включало все территории Дальнего Востока, был компактным, - уточняет Жуков. - К 1917 году в Хабаровске насчитывалось 52 тысячи человек.
С интересом читается информация о главной городской елке, которая устанавливалась на катке у Алексеевской женской гимназии (ныне центр технического творчества). Туда, к гимназисткам, элегантно кружившимся на коньках, спешили на свидание старшеклассники реального училища, что располагалась на Николаевской площади (ныне площадь имени В.И. Ленина).
Как следует из газетных объявлений, у юных особ был выбор. Их приглашали на маскарады, прочие увеселительные вечера воспитанники кадетского корпуса с улицы Тихменевской (Серышева) и коммерческого училища с улицы Лисуновской (Комсомольской). Хотя родители гимназисток и их кавалеров на страницах официального органа генерал-губернаторства ратовали за то, чтобы Новый год молодые люди встречали не с бокалом шампанского, а коленопреклонением в церкви. Между прочим, традиция новолетних молебствований в хабаровских храмах недавно восстановлена.
Иной оказалась родина
Леониду Ульяницкому суждено было стать последним редактором в дореволюционном периоде газеты.
Диплом с отличием позволял остаться в столице выпускнику китайско-манчжурского отделения Петербургского университета, но Ульяницкий отправился в Приамурье. Его перу принадлежит книга о первом русском поселении на Амуре «Албазин и албазинцы», которая сегодня хранится в фондах Дальневосточной государственной научной библиотеки. Леонид Григорьевич редактировал ученые записки Приамурского отдела Русского географического общества.
После Февральской революции 1917 года комитет общественной безопасности, отстранивший от власти генерал-губернатора Николая Гондатти, поручает Ульяницкому возглавить газету и типографию. Ему доверяет комиссар Временного правительства по делам управления Дальним Востоком Александр Русанов, который до избрания депутатом Государственной думы в 1912 году преподавал в реальном училище Хабаровска.
«Приамурские ведомости» трансформировались в «Приамурские известия», однако смена названия не спасла газету от закрытия ее большевиками, к которым в декабре 1917 года перешла власть в Хабаровске. В феврале Ульяницкого оставил газету, в марте покинул Приамурье. Как оказалось, навсегда.
Спаси и сохрани
В сквере у автовокзала установлен памятный знак австрийцам, венграм, немцам, которые в Первую мировую войну были взяты в плен, вывезены в глубокий тыл и умерли в Хабаровске.
- Их похоронили на городском кладбище, которое было здесь, где потом выстроили здания ГИБДД и автовокзала. На этом месте лежит неизмеримо больше местных жителей, однако про них ни слова на памятном знаке, - с горечью высказывается Жуков.
Тут упокоены Антон Сильницкий и его жена Людмила. Во Владивостоке в 1932 году скончался Михаил Сибирцев. В Харбине в 1946 году умер Леонид Ульяницкий. Какие были люди, сколько довелось пережить им, их детям!
Ульяницкий стал профессором Северо-Маньчжурского университета. Евгений, сын Сильницкого, военный летчик, был сбит немцами в 1917 году, его тело провезли через всю страну, чтобы похоронить в Хабаровске рядом с отцом и матерью. Игорь, младший сын Сибирцева, защищал Временное правительство в Зимнем дворце. Старшего сына Всеволода вместе с Сергеем Лазо сожгли в топке паровоза под Владивостоком белоказаки. Господи, спаси и сохрани Россию от нового раскола и истребления!..
Асфальт на главной площади Хабаровска был в трещинах и буграх. О ее обновлении с укладкой плитки еще не помышляли, поскольку умонастроения от Москвы до самых до окраин занимали перестройка, гласность, ускорение. Это сейчас горбачевские термины воспринимаются с иронией, а в 1990 году выборы на альтернативной основе воспринимались как небывалое событие.
До этого в избирательный бюллетень вносилась одна-единственная кандидатура, а тут фигурировало несколько фамилий. Таким образом, представительный орган власти, который назывался краевым советом народных депутатов, впервые за десятки лет формировался по-новому. Хотя большинство из них состояло в КПСС, взгляды у соратников по партии порой расходились.
К примеру, Алексей Чалов, Николай Быков, Борис Суровцев, другие представители депутатской группы «Обновление» предложили краевому совету создать газету. Они исходили из того, что власть в стране, включая регионы, переходила от КПСС к демократически избранным советам, а значит, существовавшая партийная печать в силу своего предназначения оказалась неспособной выражать интересы широких слоев общества.
- Наши оппоненты говорили, что мы раздуваем бюджетные траты. Хотя в доходную часть потенциального издания закладывались и собственные средства, в частности, поступления от подписки и розничной сети, от объявлений и рекламы. Тогда был страшный дефицит бумаги, и все же мы смогли пробить объемы поставок, которые обеспечили выпуск ежедневной газеты, - припоминает Михаил Колбаско, напористость которого памятна как для Николая Данилюка, который возглавлял краевой совет, так и для Валерия Литвинова, руководившего крайисполкомом.
Правда, для Колбаско это вышло боком. Часть депутатов обвинила его, журналиста по профессии, в стремлении занять редакторское кресло. Он поднялся на трибуну и заверил, что в организуемом издании готов трудиться в любой должности.
На сессии краевого совета редактором газеты, которая еще не получила своего названия, был избран Сергей Лебедев, работавший в «Тихоокеанской звезде». В кабинете Данилюка депутаты три часа спорили о названии. Завершая обсуждение, председатель краевого совета поддержал предложение Лебедева о целесообразности возобновления издания газеты «Приамурские ведомости», которая выходила в 1894-1917 годах.
Дальше. Дальше. Дальше
В новую газету пришли профессионалы: собкоры отраслевых газет «Лесная промышленность» и «Водный транспорт» Геннадий Строев и Лев Стукун, перебравшая из Душанбе Любовь Латыпова, работавшая в республиканской газете Таджикской ССР, Наталья Казначеевская и Валерий Токарский, которые трудились в областных газетах Сахалина до переезда в Хабаровск.
- После двух пилотных выпусков в октябре и декабре 1990 года тираж «Приамурских ведомостей» с января наступившего 1991 года составил больше сорока тысяч экземпляров. Люди с энтузиазмом воспринимали новое, звонили и приходили в редакцию, подсказывали темы, сами писали, - вспоминает Лебедев.
В отчетах с сессий краевого совета газета представляла полный спектр мнений, на ее страницах выступали не только депутаты, но и специалисты крайисполкома. Активно печатались прежде не особенно известные читателям краевых изданий авторы: экономист Михаил Леденев, инженер и садовод Андрей Крикливый, краевед Анатолий Жуков.
В августовские дни 1991 года «Приамурские ведомости», как и другие газеты страны, опубликовали материалы ГКЧП. А в следующем номере было напечатано обращение президента РСФСР Ельцина, которое он зачитал с танка, объявив членов ГКЧП путчистами. Некоторые строки обращения, которое передали по факсу, невозможно было разобрать. Пришлось додумывать, дописывать…
Первый год после возобновления издания не обошелся без утраты: умер Александр Сутурин. Занимавший должность корреспондента по работе с письмами, он был, пожалуй, самым авторитетным человека в творческом составе редакции. В «Приамурские ведомости» Сутурин пришел с опытом работы в «Тихоокеанской звезде» и Хабаровском книжном издательстве. Им была написана книга «Дело краевого масштаба», которая до сих пор остается наиболее сильным документальным повествованием о жертвах политических репрессий в регионе.
В противостоянии между Ельциным, с одной стороны, Хасбулатовым, Руцким, поддерживающим их Верховным советом, с другой стороны, что осенью 1993 года трансформировалось в вооруженный конфликт, газета изначально поддерживала президента. Хотя «Приамурским ведомостям» как изданию краевого совета ближе должна была быть позиция Хасбулатова, который возглавлял вертикаль представительной власти в стране.
- Я бывал в Москве, слушал выступления Хасбулатова, и если бы он стал первым человеком в стране, отстранив Ельцина от власти, мы бы получили непредсказуемую диктатуру с упразднением демократических начал, - убежден Колбаско.
Впрочем, роспуском Верховного совета президент не ограничился. Был издан указ о прекращении деятельности региональных и местных советов. «Приамурские ведомости» лишились учредителя в лице краевого совета, а позже и редакционного помещения в известном строении на главной площади Хабаровска.
Создание издательского дома «Приамурские ведомости», который выступил учредителем газеты, обернулось отставками редакционного руководства. Уволился Лебедев, сменивший его Колбаско в должности редактора не проработал и полугода. В издательский дом, ставший самостоятельным юридическим лицом, перешли три Валерий - Смирнов, Токарский, Головин, другие бывалые журналисты. Издательский дом расширял портфель заказов, делился доходами с газетой, и все же ее житье-бытье складывалось непросто.
Шекспировский вопрос из 1998-го
В 1996 году газету «Приамурские ведомости» возглавил старейшина регионального журналистского сообщества Анатолий Бронников, работавший редактором «Тихоокеанской звезды», а позже возглавлявший краевое управление печати и полиграфии. Он выдвинул концепцию трансформации «Приамурских ведомостей» в газету семейного чтения. Это соответствовало творческим привязанностям журналистов. Дина Решетникова выпускала страницу «Приамурские сады», Татьяна Слепцова - выпуск для женщин «Зимняя вишня», Елена Ищенко - раздел о ценах на товары и услуги. Татьяна Комендант взялась готовить «Мужской клуб», Галина Андреева - подборку для детей, Анна Кирина - экологический блок.
Сам же мэтр принялся осваивать непривычную для себя стезю - коммерческую. Выручали старые связи: на кондитерской фабрике «Спутник» директорствовал бывший секретарь парткома «Дальэнергомаша», на центральном продовольственном рынке - бывший секретарь горкома. Информационная поддержка им не помешала. Впрочем, нестыковок и нервотрепки тоже хватало. Медики поставили перед выбором: редакторство или жизнь… В последний рабочий день Бронникова его кабинет не вмещал собравшихся пожелать ему самого-самого. Эмоциональность корреспондента Ольги Акстинас подкреплялась зычным обращением «Константиныч!..» заместителя ответственного секретаря Валентина Никитина, стихотворное напутствие обозревателя Евгения Медянникова - улыбкой главбуха Антонины Лебедевой.
Редакторский пост принял Николай Андреев, который работал в «Приамурских ведомостях» с возобновления издания, а до этого руководил «Молодым дальневосточником». Правда, кратно возросший тираж, прочие составляющие успеха «молодежки» перестроечной поры невозможно было повторить в рыночное лихолетье. Почта взвинтила стоимость услуг, из-за чего поползла вверх цена подписки, и газеты стали терять подписчиков. Кризис 1998 года подрезал возможности рекламодателей. Шекспировский вопрос - быть или не быть? - коснулся не только «Приамурских ведомостей».
- Нам здорово помог совместный проект с «Новой газетой», когда мы выпускали «толстушку» с материалами этого московского еженедельника, который тогда был не особенно известным, - говорит Андреев.
Когда экономику спасали бартерные схемы, отдел рекламы газеты, возглавляемый Ольгой Горбачевой, ухитрялся выторговать бытовую технику хабаровской фирмы «Евго», другие товары и услуги, чем облегчалось существование сотрудников редакции, когда зарплата задерживалась. И все же в «Приамурские ведомости» потянулись молодые кадры: Евгений Галушко и Елена Пробатова, Константин Пронякин и Татьяна Владина.
Из молодых - в первые перья
В 2005 году редактором был утвержден Олег Кульгин, который возглавлял хабаровское представительство делового еженедельника «Золотой рог», выходящего во Владивостоке. Вместе с ним в «Приамурские ведомости» пришли Вадим Решетняк, назначенный заместителем редактора, Виктор Роговик, ставший коммерческим директором.
К команде Кульгина можно отнести Игоря Смагера, возглавляющего отдел спецпроектов, спортивного обозревателя Дмитрия Иголинского, корреспондента в Комсомольске-на-Амуре Юрия Ковалева. Новая команда влилась в редакционный коллектив, ветеранами которого можно считать шеф-редактора Николая Андреева, ответственного секретаря Людмилу Козлову, корреспондента в южных районах края Александра Хоменко. Это на их глазах молодые и подающие надежды Елена Романова (Пробатова) и Валерия Румянцева выросли в профессионализме.
Учредителем газеты, помимо издательского дома «Приамурские ведомости», стало краевое правительство. Сама газета при содействии агентства «Амур-пресс» обрела электронную версию печатного издания, представительство в Москве, а также ряд приложений, среди которых «Приамурский казачий вестник».
- В творческом составе заметны своими публикациями Андрей Смирнов, освещающий деятельность правительство края, Вера Калинина, создательница и ведущая финансового выпуска «Банкнота», Татьяна Соловьева, знающая не понаслышке проблемы коренных малочисленных народов Севера, - отмечает Кульгин. - Впрочем, выпуск газеты обеспечивают не только журналисты. Вместе с ними трудятся корректура, отдел распространения, бухгалтерия, рекламная служба. И, конечно же, верстка, где на мониторах компьютеров из текста и фотографий рождаются газетные страницы в графике и цвете. Отделы и службы редакции - это неразлучная семья, где вместе преодолевают невзгоды и отмечают праздники.
Естественно, кто-то устраивается, кто-то увольняется. Неизменно одно: работа в газете, порой до изнеможения и боли, вспоминается по-доброму. Большое видится на расстоянии… Школу «Приамурских ведомостей» прошли редактор журнала «Словесница искусств» дважды лауреат губернаторской премии Елена Глебова (Мордовцева), предприниматель Юрий Боровков, редакторы городских газет Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре Анатолий Карпов и Альберт Ахметшин, председатель краевого комитета по печати и массовым коммуникациям Владимир Чернышов, сотрудники пресс-службы Минвостокразвития РФ Игорь Захаров и Полина Шерстобитова, писатели Татьяна Гладких, Валентин Никитин, Валерий Смирнов. Впрочем, всех не перечислить…
Говорят, что газета живет один день. Вышел из печати свежий номер, его развернули читатели, какую-то публикацию прочли внимательно, какую-то - не очень… Из дней складываются годы, из годов - века. «Приамурские ведомости» живут третий век. И эта жизнь, начавшаяся в январе 1894 года, продолжается.
Михаил Карпач,
корреспондент газеты «Приамурские ведомости» с января 1991 года.
«Приамурские ведомости», 13.01.14