Иванов-Ардашев В.В. И останется слово. На краю книжной галактики. Записки публициста. - Хабаровск: КГНБУК ДВГНБ Ред.-изд. центр Дальний Восток, 2017. - 208 с. |
|
Вышла в свет очередная книга очерков известного хабаровского публициста и краеведа Владимира Иванова-Ардашева «И останется слово». Название, вроде бы, простое, но, как считает автор, весьма символичное, поскольку есть и подзаголовок «…даже если храмы разрушены». И об этих некогда разрушенных храмах памяти, именуемых также архивами и библиотеками, рассказывается в серии очерков.
Некоторые из них были ранее опубликованы на портале «Дебри-ДВ», другие публиковались на зарубежных русскоязычных сайтах, и собранные воедино читаются с интересом, позволяя по-новому взглянуть на забытые, либо замалчиваемые эпизоды отечественной истории и литературы.
Есть в книге и прежде не публиковавшиеся статьи, представляющие интерес для историков, архивистов и краеведов.
Вот краткое интервью по этому поводу:
- Владимир Васильевич, по своему оформлению книга напоминает предыдущий сборник «Топор войны», изданный пару лет назад. Это случайно или это серия книг, связанных какой-то общей идеей?
- Да, я специально предложил такую оформительскую идею. Предыдущая книга, как вы помните, была посвящена археологии, и там были очерки об историческом наследии «русской Маньчжурии», а в новой книге тема культурного наследия российских эмигрантов рассматривается шире, охватывая новые аспекты, и второй раздел так и называется - «На краю книжной галактики».
- А почему подчеркивается мысль, что «останется слово, даже если храмы разрушены»?
- По-моему, и так ясно, ведь слово нетленно, и даже когда гибнут храмы и города, как в нынешней Сирии, духовное наследие предков все равно пробивается сквозь тьму тысячелетий.
Кстати, о тьме. В научной литературе есть такое понятие - «темные века», это когда прежнее общество или даже цивилизация приходят в упадок, и на долгий период воцаряется нечто дикое и обойденное памятью современников. Так было, к примеру, в древней Греции, когда после разрушения Трои и гибели Микенского государства города пришли в упадок, был забыт даже прежний алфавит, и лишь спустя пять веков Эллада возродилась и сказители-аэды, вроде легендарного Гомера, смогли что-то поведать о былом величии. Спасибо археологам, что сумели отыскать следы прошлого, иначе бы «темные века» действительно остались темными.
У нас, на Руси, тоже были смутные времена, когда пласты исторической памяти выбрасывались на «свалку истории», иногда в силу внешних и трагических причин, но также и по причине чрезмерной тяги к «обновлению», как при Петре Первом и большевиках. Недавние девяностые годы я бы тоже сравнил с эпохой лихолетья и даже «темными веками», плоды которых мы будем пожинать еще долго. Это относится и к провалу в области исторических знаний, и к литературе, журналистике.
Только не надо говорить о новых технологиях и якобы прогрессе, все это - фантики и мишура, конечно, тоже нужные, но ими не прикрыть суть проблемы. И чем скорее мы осознаем это, тем упорнее будем собирать каменья нашей былой памяти, возводя реальный храм, а не театральные декорации. Вот об этом я и попытался рассказать в своей книге. Надеюсь, будет и третья книга из этой же серии, о тематике которой пока говорить не буду
Заодно хотел бы предложить читателям «Дебри-ДВ» очерк «К истокам памяти», с которого начинается книга.
Записал А. Петров.
* * *
К истокам памяти
«Когда-то в школе мы забавлялись поиском знаменитых однофамильцев, и кто-то доказывал, что является потомком графа Потемкина, хотя по внешности и социальному происхождению на это явно не тянул. Другим хотелось состоять в родстве с композиторами Вагнером, Шубертом, Дунаевским. И лишь мне с такой простой фамилией, на которой держится Россия, отводилась роль скромного, хотя и начитанного мальчика, которому, вроде бы, и гордиться нечем.
И когда однажды молоденькая практикантка, подыгрывая самозваным потомкам знаменитых бояр и полководцев, насмешливо поинтересовалась, из кого же буду я, дерзко ответил: из династии Сасанидов, великих царей Ирана, правивших в начале нашей эры. Все обалдели, потом стали хихикать. И пришлось объяснять, что наша настоящая фамилия, Ардашевы, иранского происхождения и очень древняя.
С тех пор прошло более полувека, и я стал добрее относиться к собеседникам, а поиск своих и чужих фамильных корней превратился в то, что обозначено фразой «Память и Имя», легшей в основу одной знаменитой зарубежной библиотеки. Называть ее не буду, но горжусь, что мои скромные книги приняты и там, как и множество других архивных и литературных камешков в этой общей Стене памяти.
И прежде чем перейти к воспоминаниям, хотелось бы немного обозначить тему и мысленно прикоснуться к той древней и сокровенной колыбели, откуда многие из нас родом.
Итак, колыбель под названием Аркаим. Нынче это слово широко известно, хотя и условно, ибо возникло на Южном Урале спустя тысячелетия после того, как древние аркаимцы отправились покорять мир, назвавшись ариями.
Термин этот, вообще-то, нейтральный, берущий начало от Страны ариев, или Арианы, позже получившей название Иран. И колыбель этой страны находилась не на нынешнем Иранском нагорье, но именно там, на благодатном юге, суперэтнос и цивилизация ариев вышли на историческую арену, и уже много тысячелетий влияют на ход истории. Все это археологи, историки и лингвисты основательно изучили, и я не буду вдаваться в подробности этногенеза ариев, или индоевропейцев, как их обычно называют.
Таких древнейших металлургических городищ, как Аркаим, на Южном Урале было множество, и, начиная с третьего тысячелетия до нашей эры, регион выплескивал в окружающий мир полчища всадников и колесничих с бронзовым, а затем и железным оружием, сокрушавших на юге куда более древние, но все еще «бронзовые» и не знавшие боевых колесниц государства.
Так индоевропейцы, или арии захватили благодатное Иранское нагорье и северную Индию, создав могучие государства, а их менее удачливые соплеменники, которым не нашлось места на юге, ушли на запад и заселили Европу, которая нынче почти вся принадлежит индоевропейцам, за исключением басков, живущих в Испании, и угро-финнских народов.
Впрочем, и две этих лингвистических общности тоже пришли с востока: одни - с Кавказа, другие - как и арии, тоже с Урала, только северного. И ныне все население Европы - это, по сути, потомки мигрантов, ибо до их прихода почти весь материк был накрыт ледником, и заселять оттаявшие земли пришлось заново.
Все это ученым хорошо известно. Только слова «арии», «арийцы», забалтывалось в нацистской Германии и лишь сейчас воспринимается корректно, как и подобает научному термину. Арии - это ираноязычный мир времен Аркаима, давший название великой цивилизации. Образно говоря, вся европейская цивилизация оттуда родом. И древняя империя хеттов, Иран, Греция, Рим, Византия, Русь - ее «дети» и «внуки», хотя и обогатились этническими и духовными вливаниями иных народов и цивилизаций.
А древние славяне вообще в тесном родстве с ариями, и ученые лишь расходятся во мнении, кем же считать нынешних славян - «внуками» или «племянниками» древнего Ария, или Ирана. Когда-то языческая Русь поклонялась тем же богам, и по славянским преданиям братья Чех, Лех и Рус, пришедшие с востока, были сыновьями Ария.
Речь идет о древнейших временах и огромном пространстве от Алтая до Карпат, где доминировали ираноязычные племена, а нынешний Иран - наследник того самого южноуральского «батюшки», что спровадил своих воинственных «сыновей» и «дочерей» в дальние земли.
Кстати, все государства в Европе носят «женские» имена - Россия, Сербия, Германия, Британия и прочие, подчеркивая родство с отчим домом - древним Ираном, откуда пошел народ ариев.
Не буду касаться теории северной прародины ариев, уводящей нас еще дальше на север, к Таймыру и Белому морю, ибо это - отдельная тема, еще недостаточно изученная, а вот череда эпох с момента исхода ариев с Южного Урала исследована достаточно подробно, и ученые лишь дополняют и уточняют маршруты миграций древних индоевропейских племен, соглашаясь в главном - этногенетический «котел» находился на Южном Урале, охватывая огромное пространство - на востоке как минимум до Алтая и на западе до Карпат, где ученые прослеживают так называемую андроновскую археологическую культуру, к которой относят и аркаимскую.
Кстати, последнюю вначале именовали синташтинской - по названию местности, где были найдены артефакты с характерными для этой культуры признаками, а потом добавили слово «аркаимская». Да это и не суть важно, каково современное название, главное - дает четкую географическую привязку.
Деление на ариев и славян также условно, поскольку и те, и другие принадлежат к одному суперэтносу, и во все времена славяне и иранцы находили общий язык, даже несмотря на так называемые Русско-персидские войны начала девятнадцатого века, о которых еще вкратце упомяну.
Замолвлю доброе слово и о наших братьях-украинцах, для которых этнический вопрос также весьма злободневен. Давно подмечено, что «окраинные» народы дольше хранят обычаи предков, нежели те, что живут в центре. Так и у южных славян, и у нынешних украинцев, решивших отделиться от «москалей».
Имею в виду не государственный суверенитет, на который они, конечно, имеют полное право, а то, что украинцы, дескать, прямые и единственные потомки Киевской Руси, а Русь Московская - уже нечто иное. Но это пропагандистский штамп, ибо и «Украйна», и «Московия» - все та же Русь, менявшая очертания, но не свою суть.
И то, что в нынешнем Киеве ходят в рубахах-вышиванках с древней символикой ариев, вовсе не означает, что украинцы помнят, а мы нет о наших общих предках. И мне как историку, конечно, отрадно, что украинки укладывают косу венцом, как в древнем Хеттском государстве - предшественнике Ирана, а парни отращивают чубы-оселедцы, как у Тараса Бульбы.
Такие прически, кстати, были и у древних иранских воинов, хотя цари и полководцы носили окладистые бороды - в память о северной прародине. И еще на Украине любят венки из ярких лент, которые девушки надевают по праздникам - тоже обычай древних ариев, ныне забытый в России.
А вот флаг на Украине далек от древней символики, зато в России полностью соответствует… Сасанидской династии Ирана, правившей в третьем-седьмом веках, где боевые знамена в виде длинных полос были бело-сине-красного цвета, да еще с двуглавыми орлами на штандартах. И нынешние русские и украинские бойцы наверняка бы удивились, окажись в том войске, где было немало светловолосых парней, провожаемых в поход сероглазыми и голубоглазыми блондинками. И это была эпоха огнепоклонников, как и на языческой Руси.
Напомню, что история Иранского государства раза в три превосходит историю Руси с момента ее крещения, и там не единожды менялись религии, три из которых - вера в пращуров-дэвов, митраизм и зороастризм - были сродни той, что и на языческой Руси, и лишь христианство с исламом позже несколько отдалили две родственных страны.
Впрочем, это во многом надуманное «отдаление», интересующее разве что политиков и богословов, поскольку воины, купцы и обычные переселенцы всегда находили общий язык.
Русь вообще основательно подпитывалась древней иранской культурой, военным делом, традициями и фольклором.
А в седьмом веке, когда Иран захватили арабы, персы-огнепоклонники массово мигрировали по трем направлениям: в Китай, Индию и на север, где еще предстояло возникнуть Киевской Руси. И этот культурный и демографический «вброс» основательно изучен историками.
И почему бы не вспомнить знакомые с детства картины художника Васнецова «Витязь на распутье» и «Три богатыря», где доспехи защитников Земли русской скопированы с иранских катафрактов - предшественников европейских рыцарей. В таких доспехах уходили на языческую Русь боевые дружины иранских князей, не пожелавших принять ислам.
С иранским оружием шли на север, в Скандинавию, и предки викингов - асы, или аланы (нынешние осетины), чтобы позже вернуться на Русь, к своим родичам-славянам, и создать государство, которого у славян якобы не было. Да было у наших славянских предков государство - Великое княжество Моравское, отчий дом западных и восточных славян, откуда на Днепр вернулось племя полян, основавших Киев.
И само название Киев, или град легендарного царя Кея, напоминало о земле ариев, где первым царем, по преданию, был мудрый Кей-сар, позже воспетый Фирдоуси в великой поэме «Шах-намэ», от которого берут начало цезари, кесари и цари, а символом власти был двуглавый орел и палица-молот. И запечатленный на картине Васнецова богатырь Илья Муромец, живший в эпоху мечей, не случайно вооружен архаичной палицей - тотемным оружием древних ариев.
Кстати, палице и молоту поклонялись все боевые вожди и волхвы древней Европы, и скандинавский бог Тор, как и славянский Перун, гордились таким оружием. А легендарный князь Рюрик, пришедший на Русь с севера, был таким же арием, как и славяне. Так что эпизод с «призванием» на Русь варяжских князей, запечатленный в летописях, был, по сути, внутрисемейным делом.
Теория эта получила название «норманнской» и в советские времена отрицалась официальной наукой, но уже тогда большинство историков признали ее правоту. Я тоже не вижу ничего крамольного в «норманнской теории», только вектор изначальной миграции наших предков считаю южным, поскольку более поздние «варяги», побывав в Скандинавии, возвращались назад и обосновались на Руси.
Конечно, есть и другие точки зрения. Кто-то считает, что предки славян не уходили на Иранское нагорье, а сразу двинулись в Европу, пройдя ее вдоль и поперек. Да это и не важно, кто, когда и каким путем пришел на «дремучий» европейский континент. Главное - откуда, с Южного Урала, откуда племена ариев ушли в иные земли. И это - научный факт, против которого нет аргументов.
Еще в период исхода из своей аркаимской «колыбели» часть индоевропейских племен освоила отгонное скотоводство и стала номадами, или кочевниками. Как «царские скифы» Северного Причерноморья, говорившие на том же языке, что и персидский царь Дарий, решивший их проучить. Большинство же других племен воинственных ариев поселилось в покоренных землях, занимаясь земледелием, ремеслами и создав города. Так и жили веками, часто враждуя между собой, но понимая язык и объединяясь в трудную минуту.
Сохранились и отголоски великих битв, когда предки ариев в районе горы Демавенд на севере Ирана решили, что победителям достанется благодатное Иранское нагорье, а побежденные уйдут на запад.
Или другая, меньшая по масштабу, но также запечатленная в исторической памяти битва «сероглазых» и «кареглазых» предков славян в Карпатах, где удача улыбнулась последним и они создали Чехию, а «сероглазые» вернулись на Днепр.
Кстати, доминирующий в преданиях тип ариев - это сероглазые блондины, но не той молочной белизны, которая до сих пор сохранилась у северных угро-финнов, а русоволосые. И древние греки и римляне, наши стародавние сородичи, тоже были блондинами, но этнический состав за тысячелетия изменился, и остались лишь языки, где ученые находят общие корни.
История этногенеза европейских ариев изучена достаточно подробно. Ученые разделили ее на эпохи: арийскую, удаленную от нас на четыре тысячелетия, затем гиперборейскую, напоминающую о Троянской войне, далее - киммерийскую, скифскую, когда ускорился процесс ассимиляции, и эти миграции, смешение народов вполне естественны.
Ныне понятие ариев, или индоевропейцев используется в основном с лингвистической точки зрения, поскольку облик иранцев, славян, греков, немцев и «прочих шведов», не в обиду им будет сказано, сильно изменился.
И чтобы потомки шведских солдат, высланных в Забайкалье при Петре I, моих земляков по отцу, прониклись симпатией к своим далеким предкам, приведу свое же стихотворение «Забытое наследие», впервые опубликованное на русскоязычном сайте «Курдистан.ру», чья редакция находится в иракском городе Сулеймания.
Итак, стихи, написанные в августе 2010 года.
Забытое наследие
Орлиный клюв не лубочный сюжет
И когти льва не мусор в колыбели…
Так некогда в тени священной ели
Волхвы встречали с трепетом рассвет.
Забытый мир той давней старины
Уж не найти средь пыльного бурьяна.
Но мощный дух далекого Ирана
Исходит из российской глубины.
То был отец отважных сыновей,
Ушедших на балтийскую чужбину.
И воины с символикой орлиной
Рождались у суровых тех людей.
Норманнский след… Историк подтвердит,
Что викинги на Русь пришли когда-то.
Так повстречали собственного брата.
И щедрый стол для родича накрыт.
Пора забыть обидные слова,
Что Русь ткалась из шведского тумана.
Мы родом все из древнего Ирана,
У нас была единая семья!
Не знаю, понравятся ли эти стихи моим многочисленным недругам, избравшим меня в качестве информационной мишени, но эти строки искренни и правдивы, да и с научной точки зрения тоже аргументированы.
А Русь, добавлю, была духовной наследницей не только христианской Византии, но и древнего Ирана, Иудеи, впитала многое и от угорских, тюркских народов, великой евразийской Степи. И этим нужно тоже гордиться».
Отрывок из книги:
Иванов-Ардашев В.В. И останется слово. На краю книжной галактики. Записки публициста. - Хабаровск: КГНБУК ДВГНБ Ред.-изд. центр Дальний Восток, 2017. - 208 с.