С новыми вызовами сталкивается сегодняшняя журналистика. Читая газеты, вы вдруг обнаруживаете, что события, о которых вы узнали идут по другому пути. Газетам сегодня не хватает содержательности, аналитичности. Новости заполняют информационное пространство, появляется множество дробных сообщений, в которых не видно основных тенденций развития общества.
Я. Засурский |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Смысл и цена газеты в том, что она должна помогать ориентироваться человеку в мире. Обилие информации затеняет суть события, и оно становится новым средством дезинформации. Отсутствие доверия порождает информационные конфликты. Читатель не доверяет СМИ.
...В чём проблемы развития СМИ? Вероятно, в поиске способов преодоления недоверия только другой, качественной информацией. Если присмотреться к нашему информационному полю, то можно заметить, что мы делаем не всё, чтобы дать читателю качественную информацию. Например, мы много знаем о кандидатах в президенты Украины, но не знаем сути отличий политики претендентов, их программ.
В море новостей мы не найдём нить Ариадны, которая бы вывела нас на реальную дорогу событий и фактов. Это дефекты современной журналистики. Они требуют корректив. В России происходит много интересных событий, но насколько глубоко мы знаем о тенденциях развития современной жизни. Из газет, например, невозможно понять из чего складывается модернизация общества. Может она и не движется, так как люди, призванные заниматься модернизацией не знают её сути. Сама концепция модернизации серьёзна, но нужны её разъяснения. Нет журналистской трактовки модернизации, нет разъяснения читателям - какие факторы будут определяющими в этой модернизации.
...Существует контроль над СМИ, но не в нём суть, а в содержании наших СМИ. Информация носит назывной характер. Используем термины, не вникая в суть. Слова утрачивают реальный смысл, а вместе с ним лишается смысла и такая журналистика, которая сообщает быстро о событиях в стране и за рубежом, но не даёт понимания - куда мы идём. Наша журналистика в быстроте сообщения информации теряет суть события и доверие читателя. Слова становятся заклинаниями. Это опасное дело когда журналистика отрывается от реальных дел и проблем.
Полагаю, что здесь у нас серьёзные трудности, прежде всего, интеллектуального порядка. Какая журналистика нам сегодня нужна? Диалогичная! Сопоставления разных фактов, изложения разных концепций. Когда нет диалога, то всё превращается в колею. Диалогичность будет побуждать к аналитичности. Часто статьи наших крупных журналистов сообщают то, о чём уже известно. Коннотации сопровождают нашу журналистику, когда смысл теряется. Многие журналисты используют иронию, а за иронией ускользает понимание события. Ирония признак отсутствия убеждений и расплывчатости позиции автора. Нужны серьёзные меры для обогащения журналистики. Я уже назвал несколько направлений. Диалогичность. Аналитичность. Ответственность. Мне нравится пример Китая, в котором преподают две экономики: макро и микро. Макроэкономика выигрышна с точки зрения масштабов, но далека от интересов граждан. Она важна, но для повседневной жизни важнее ежедневная экономика - средства, расходы. Китайцы взялись учить микроэкономике отдельно взятого человека. Нашей журналистике тоже не хватает микроанализа повседневного интереса гражданина. Надо научиться глобальные проблемы увязывать с интересами каждого человека и его нужд. Нужна экономика семьи, гражданина, детей, стариков. В этом наша журналистика сильно проигрывает. Взять наши газеты, которые тоже полны масштабных планов, но это не увязывается с жизнью каждого из нас.
...Утрата доверия читателя связана с шаблонностью, стереотипами в журналистике. Если от этого избавиться, то можно будет понять - почему мы отстаём от ведущих мировых государств, тратя огромные средства? Например, в науке. Вероятно, журналисты не доносят до нас суть научных разработок. В результате мы остаёмся на уровне 30-х-40-х годов. Говорим о проблемах с лекарствами, но не знаем возможностей своих учёных. Мы не научились реализовывать то, что нашли в ходе научных разработок. Не научились доносить их до общества. То, что мы не можем реализовать в России, находит применение за рубежом. Нет внимания к деталям, в которых скрывается суть проблемы. А микроподход к проблемам даёт свои плоды.
В Швеции, например, работа учёного оценивается не по научным открытиям, а по их реализации. Есть специальные институты, помогающие реализовать открытия учёных на практике. В России мы имеем огромный научный потенциал, но не реализуем разработок. Это пример того, что журналистика по сути дела не решает тех проблем, которые волнуют нашего читателя.
В. Богданов: Спасибо, Ясен Николаевич, вы очень хорошо всё проанализировали. Есть вопрос: Что сегодня происходит, почему люди не могут понять как стать счастливыми, где в профессии ощущение счастья? Где ваши выпускники вроде Аграновского, от очерков которого плакали читатели? Понимаю - колея выбита. Выпускник журфака сегодня предоставлен сам себе. На факультете журналистики об очерке говорят?
Я. Засурский - Справедливо, но проблема в том, что нужны совместные усилия университета, министерства. Мало идей снизу. Всё идёт сверху. Отсутствие возможности проявления инициативы граждан сказывается на нас и журналистике. Общие слова усыпляют. Человеческая составляющая отодвигается на второй план. Надо развивать самостоятельность. Никто этого не обсуждал даже.
Пресс-служба Союза журналистов России
Фото Александра Воробьёва.