В минувшую пятницу краевая межведомственная комиссия в очередной раз вырабатывала план дальнейшего взаимодействия с Комсомольским нефтеперерабатывающим заводом. Его влияние на атмосферу города вновь стало явным, но руководство предприятия пока официально не комментирует серию меркаптановых атак на население индустриального центра.
6 сентября у забора НПЗ: дышать здесь проблематично при любом ветре |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
На официальный запрос специальной рабочей группы правительства Хабаровского края, встревоженного зависшим над городом «облаком без штанов», правление ОАО «НК «Роснефть» (по данным на 10 сентября) пока не ответило. Впрочем, его председатель Игорь Сечин был занят в начале осени более глобальными проблемами в залах саммита АТЭС.
Но и многочисленные управленцы его аппарата, а также вице-президенты компании в лице Эдуарда Худайнатова, Ларисы Каланда, Гани Гилаева, Игоря Павлова, Дмитрия Авдеева и Дидье Касимиро пока не вышли на связь с дальневосточниками, жалующихся на последствия «инновационной переработки сырья».
Можно предположить, что первые лица ОАО «НК «Роснефть» не видят со своей высоты проблем на берегу Амура. Ведь на корпоративном сайте ведущих производителей бензина и поныне сплошной позитив: ROE, ROS, прогноз доходности и завидные показатели реализации программы производственной модернизации. Ее-то и внедряет Комсомольский НПЗ под возмущенные гримасы сотен тысяч местных жителей.
Пресс-служба завода между тем обещает журналистам лишь узнать о готовности нового руководителя предприятия А. В. Истамгулова выступить перед земляками с открытым забралом. Но Александр Валерьевич, которому грозит штраф в сотни раз меньший его зарплаты, судя по всему, до сего дня к объективному и сполна честному интервью не подготовился. Прибыль, как известно, не пахнет и объяснений не требует. Упорно молчат по поводу отравления атмосферы Комсомольска-на-Амуре и центральные телеканалы, куда с просьбой продемонстрировать всей стране меркаптановый беспредел неоднократно обращались и жители, и сотрудники ТВ-агентств 27 региона.
О том, что происходит в воздухе индустриального центра Приамурья, наша газета подробно и регулярно информировала с середины июля, когда город юности впервые сморщился от нечистого духа, нагрянувшего из-за забора «нефтяника». Однако хронология химических отрыжек со стороны УЗК «освежается» новыми фактами.
Итак, 29 августа руководство компании, несмотря на «запретительно-рекомендательные меры» региональных властей и надзорных органов, распорядилось досрочно запустить установку, при внедрении которой, как констатировал природоохранный прокурор Виталий Высотин, «использовались некоторые непроектные схемы, а выбросы направлялась не на установку гидроочистки, а в резервуары, не оборудованные газоуравнительными системами».
Руководитель межведомственной рабочей группы правительства Хабаровского края Анатолий Литвинчук, заявлявший о своих намерениях рекомендовать КНПЗ приостановить работу установки, также не смог реализовать своих намерений. Сегодня в городе ждут нового заместителя губернатора по ЖКХ Андрея Вологжанина, якобы настроенного в отношении УЗК более решительно. Хотя ход событий не изменили даже двапрокурорских постановления о возбуждении административных дел по фактам загрязнения окружающей среды и нарушения промышленной безопасности.
Уже под вечер 3 сентября экстренные службы Приамурья зарегистрировали 62 аналогичные жалобы комсомольчан на труднопереносимый химический «аромат». К 7 сентября количество соответствующих заявлений в самые различные инстанции возросло до трехсот за сутки. Утром 10 сентября, когда наш собкор в Комсомольске-на-Амуре готовил к печати этот репортаж, зловоние при отсутствии ветра с новой силой расползалось по городским микрорайонам.
Причем тревожные обращения поступают в начале осени уже не только с северо-восточных окрестностей промышленной кузницы, но и от адресатов Центрального Округа. Кроме того, в орган местного самоуправления, как информировал СМИ руководитель муниципальной пресс-службы Иван Лаврентьев, начали поступать письма от граждан с просьбой рассмотреть возможность их переселения из жилмассивов, соседствующих с КНПЗ. Причем недовольство по отношению к руководству проявляют и специалисты, непосредственно строившие УЗК.
С 9 сентября, судя по типовым уведомлениям, врученным работникам ООО «Комсомольскнефтезаводремстрой», они уволены на основании приказа гендиректора И. А. Шварцкопф от 6.07.2012 года. Репортеру газеты «Приамурские ведомости» вместе с коллегами пришлось в минувший четверг выехать к месту предполагаемой протестной акции персонала КНЗРС недалеко от заводской проходной. Протестующие намеревались прокричать о том, как тяжело без всяких перспектив дальнейшего трудоустройства остаться не у дел, а заодно напомнить своим непосредственным руководителям и нашим многочисленным надзорным органам — насколько вредно и противно запус-кать «грязную установку» без элементарных средств индивидуальной защиты.
Однако на пикет, о проведении которого днем 5 сентября СМИ уведомили сами строители установки замедленного коксования, никто не вышел. Вечером накануне, как объяснили журналистам по телефону несостоявшиеся протестанты, менеджеры КНПЗ просто напомнили недовольным о штрафах, которыми обернутся для них несанкционированные выступления.
В связи с этими событиями и в соответствии с законодательством о СМИ редакция газеты «Приамурские Ведомости» обратилась на минувшей неделе лично к и. о. гендиректора ООО «РН-Комсомольский НПЗ» А. В. Истамгулову с просьбой дать ответы с компетентными комментариями на вопросы, актуальные для многотысячной аудитории наших читателей:
- Чем обосновываются организационно-штатные мероприятия в ООО «Комсомольскнефтезаводремстрой», кем было инициировано и окончательно утверждено это решение?
- Связано ли расторжение договоров с работниками пред-приятия с предстоящей (или уже начавшейся) процедурой банкротства КНЗРС?
- Сколько всего специалистов, принимавших участие в реализации проекта УЗК, будут в итоге уволены?
- Какие у уволенного персонала перспективы трудоустройства в других структурах?
- Какие конкретно «непроектные схемы» применялись на этапах строительства и испытания установки замедленного коксования?
Как готовы открыто подтвердить при необходимости надзорным органам и суду несколько работников, непосредственно испытывавших установку (именно начальник УЗК Максим Ященко выдал им устное распоряжение увеличить мощности переработки накануне активных выбросов маркаптанов)? Кто же в таком случае подписал и утвердил данный документ?
Юрий Ковалев,
«Приамурские ведомости», 12.09.12