Что ждет рыболовный флот? Фото С.Балбашова. |
|
Миру - мир, россиянам - рыбу
Стоимость рыбной продукции на прилавках российских магазинов зачастую кажется необоснованно высокой, в чем традиционно принято винить отечественных рыболовов. Особую остроту вопросу придает социальное значение рыбы как наиболее дешевого продукта на рынке белковых продуктов животного происхождения. Так, средняя стоимость килограмма рыбы составляет 84 рубля за килограмм, а ближайший сосед - курица - стоит уже 108 рублей. При этом стоимость обусловлена вовсе не издержками на вылов. Например, стоимость килограмма мойвы в Мурманске - 6-8 рублей, тогда как в Москве он стоит уже 80. По словам А. Крайнего, дело здесь не в транспортных тарифах: «Почему она стоит 80 рублей, спрашиваем мы у владельцев магазинчиков? Потому что покупают по 80».
Для того чтобы избежать в будущем необоснованных наценок, планируется открытие магазинов «Океан» на базе магазинов, принадлежащих X5 Retail Group: «Перекрестках», «Каруселях» и «Пятерочках» (всего 3100-3200 по всей стране). Новые магазины смогут похвастаться не только широчайшим ассортиментом рыбной продукции, но и обученным персоналом. «Здесь будет ‘face-to-face’, глаза в глаза общение. И чтобы люди вернулись в этот магазин, конечно, их должны встретить нормальные продавцы, понимающие, что они продают», - прокомментировал перспективы развития «Океанов» А.Крайний. На сегодняшний день в России существует около сотни подобных магазинов, расширение числа которых поспособствует росту потребления рыбы.
Последний государственный флот
Среди российских государственных активов практически не осталось рыболовных флотов. Но, как и следовало ожидать, это ни в коей мере не сказалось на производительности российской рыбной отрасли. «То, что флот стал частным, нисколько не мешает рыбакам России поставлять огромное рыбы - и мороженой, и переработанной, и свежеохлажденной. И эта рыба доходит до прилавков», - обрисовал А. Крайний положение дел в рыбной отрасли. Сегодня к государственному ведению относятся, прежде всего, научно-исследовательские суда, которые заняты прогнозированием и поиском промысловых скоплений водных биоресурсов.
У Архангельского тралового флота, последнего 100% государственного предприятия отрасли, дела складываются не так удачно. Старейший флот области несет серьезные убытки: продажа старых судов невозможна, и значительная часть расходов приходится на нерентабельные суда в отстойниках. Модернизация траулеров, способная кардинальным образом изменить ситуацию, невозможна из-за застопорившегося вопроса приватизации. Однако А. Крайний обнадежил слушателей: «До конца года, насколько я понимаю, компания обретет новых владельцев».
Платная рыбалка
Мнение главного рыбака страны по поводу этого противоречивого вопроса звучит более чем однозначно: «Вводить сегодня платную рыбалку, это невозможно. Это ни к чему». В далеком будущем подобная мера может стать оправданной, однако существует куда более перспективная альтернатива: союзы рыбаков-любителей, помогающие рыбинспекторам на добровольной основе. Так или иначе, но очистка русел или уборка берегов - занятия достаточно хлопотные и затратные для бюджета, а потому участие граждан делом или рублем здесь необходимо.
Впрочем, здесь нет ничего удивительного: по словам А. Крайнего, рыбалка была платной даже в Советском Союзе. «Просто это упаковывалось каким образом: водоемы отдавались в аренду Обществу охотников и рыболовов. Вы должны были состоять членом Общества, вы должны были платить взносы ежегодно, и вы должны были еще отработать трудодни», - отметил Андрей Анатольевич. Что ж, будем надеяться, что современным рыбакам хотя бы не грозят трудодни.
В отношении американского подхода «поймал-отпустил», как особой спортивной эстетики рыбной ловли, Андрей Крайний признает, что «рыбу, конечно, жалко. И цыпленка жалко, и отбивную жалко. Мы так созданы… Мы хищники и мы на верху пищевой цепочки как бы это не резало слух кому-то. Нам нужно потреблять белки, мы без этого не можем существовать - человек и человечество в целом - поэтому не надо жалеть рыбу, она все-таки воспроизводится».
Илья Слугин,
эксперт Института региональных проблем, 15.07.13