Многомиллиардные вложения в дальневосточные регионы (на фото – вантовый мост на остров Русский во Владивостоке) не смогли сделать эту часть страны привлекательной для жизни. Фото: EPA. MAXIM SHIPENKOV
Многомиллиардные вложения в дальневосточные регионы (на фото – вантовый мост на остров Русский во Владивостоке) не смогли сделать эту часть страны привлекательной для жизни. Фото: EPA. MAXIM SHIPENKOV
На Российско-корейском экономическом форуме, состоявшемся на днях во Владивостоке, этот город был назван «экономической столицей России в Притихоокеанье». И российские, и южнокорейские предприниматели рисовали радужные картины осуществления будущих проектов в нефтегазовой и транспортно-логистической сферах. Однако граждане в перспективность дальневосточных регионов не верят. Только за минувший год отток населения из Дальневосточного федерального округа (ДФО) составил 19 тыс. человек, хотя в этой части страны и так проживает лишь 4% населения России. По данным опросов, покинуть свои регионы хочет около половины населения ДФО. Наиболее распространенные причины - низкие зарплаты, высокие цены, бездорожье и отсутствие перспектив карьерного роста.
 
Ольга Макова уехала из поселка Усть-Камчатск Камчатского края учиться и жить в Санкт-Петербург сразу по окончании школы. Чуть позже в Северную столицу перебрались ее родители и брат. В качестве основных минусов жизни на Камчатке Ольга называет «НИ» плохо развитую инфраструктуру и высокие цены при низких зарплатах. Ее мама - школьная учительница в родном поселке - зарабатывала 12 тыс. рублей в месяц, а в Санкт-Петербурге ей удалось устроиться в частную школу на 40 тыс. рублей. «Большая часть моих одноклассников уехали из региона», - рассказала девушка.
 
Согласно недавнему исследованию Центра социальной демографии и экономической социологии Института социально-политических исследований РАН, 45% опрошенных жителей Дальнего Востока хотели бы поменять место постоянного жительства. Из них 86% хотели бы переехать в другой регион России, 10% рассматривают возможность эмиграции за границу. По мнению респондентов, наиболее привлекательными городами для новой жизни являются Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Сочи и Краснодар, а государства - США, Канада и страны Евросоюза. В качестве причин 98% желающих уехать называют низкие зарплаты и высокие цены, 64% - отсутствие дорог и другой инфраструктуры, 23% недовольны климатом, а 5% - перспективами карьерного роста.
 
Руководитель Центра социальной демографии и экономической социологии Института социально-политических исследований РАН Сергей Рязанцев рассказал «НИ», что только за последний год население Дальнего Востока сократилось на 19 тыс. человек и на сегодняшний день составляет около 6,4 млн. человек, или чуть больше 4% населения России. Это притом что Дальневосточный федеральный округ является крупнейшим в стране, занимая более трети (34,6%) ее территории. А с 1990 года население ДФО уменьшилось на 1,8 млн. человек, то есть почти на четверть (22%).
 
По словам экспертов, самым благополучным регионом ДФО на сегодняшний день является Чукотский автономный округ. Это единственный регион, где наблюдается прирост населения и куда только за последний год переехали более 1,5 тыс. человек. Самая же тревожная статистика - в Якутии, которую за минувший год покинули более 10 тыс. человек. Первый заместитель председателя правительства Якутии Алексей Стручков признал, что это - «один из самых высоких показателей за последние пять лет» и что «он прямо указывает на неудовлетворенность качеством жизни в регионе».
 
Согласно рейтингу российских регионов, подготовленному в конце прошлого года Центром экономических исследований «РИА-Аналитика», самыми бедными дальневосточными регионами являются Амурская область и Еврейская автономная область. Они вошли в список 29 российских регионов, где среднемесячный доход семьи не превышает 10 тыс. рублей. Для сравнения: в Ямало-Ненецком автономном округе средняя семья имеет на руках более 70 тыс. рублей в месяц.
 
Если миграционные потоки останутся на том же уровне, то к 2030 году население ДФО может составить 5,9 млн. человек (уровень 1970 года), а к 2050 году - 5,2-5,4 млн. человек (уровень населения 1959 года), рассказала «НИ» заведующая сектором социального развития Института экономических исследований Дальневосточного отделения РАН доктор экономических наук Екатерина Мотрич. Также она упомянула о так называемом «прогнозе-катастрофе», о котором говорят ученые, при котором численность населения региона скоро не превысит 4 млн. человек.
 
Все, кто может, уезжают в более благополучные регионы, подтверждает «НИ» житель поселка Зырянка Верхнеколымского района Якутии Евгений Шеметов. По его словам, местные жители вынуждены почти круглый год безвылазно находиться в поселке: «Из Якутска в Зырянку летают самолеты, но весной, когда начинается разлив реки, аэропорт закрывают, и остается один способ добраться до «большой земли» - вертолет с последующей пересадкой на самолет. Такое путешествие стоит 25 тысяч».
 
В основном с Дальнего Востока уезжает молодежь. «Для респондентов старше 45 лет миграционная активность практически не характерна. Основной костяк составляют люди 25-35 лет, многие уезжают, только окончив школу», - комментирует Сергей Рязанцев. «Федеральный округ теряет высококвалифицированные кадры. В миграционной убыли каждый пятый в 2002 году и каждый третий в 2010 году имел высшее профессиональное образование», - рассказывает Екатерина Мотрич.
 
Объясняя непростые условия жизни на Дальнем Востоке, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра социальной демографии и экономической социологии Института социально-политических исследований РАН Артем Лукьянец в беседе с «НИ» призывает вспомнить историю: «Эти регионы имели долгие годы свою программу развития, которая заметно отличалась от программ, применяемых в других частях страны. В советский период оплотом развития Дальнего Востока были всевозможные льготы и дотации, возможность выйти на пенсию ранее установленного срока, а после распада СССР большая часть всего перечисленного перестала существовать».
 
По мнению Сергея Рязанцева, для удержания жителей в дальневосточных регионах необходимо ввести субсидии на приобретение жилья либо предоставлять готовое с последующим оформлением права собственности по истечении 10 лет. Также ученый предлагает разработать программы бизнес-иммиграции - привлечения инвесторов, в том числе из соседних стран. Полпред президента в ДФО Виктор Ишаев считает, что на Дальнем Востоке в первую очередь нужно развивать крупные инфраструктурные проекты: «При этом надо понимать, что они окупаются в течение многих лет, порой десятков. Инвестор должен видеть длительную перспективу».
 
Однако не всякие инвестиции способны исправить положение дел. «Экономика Сибири и Дальнего Востока исторически имеет чрезвычайно упрощенную структуру. Типичные места работы местного населения - либо заводы и карьеры, либо торговля и сектор услуг», - поясняет «НИ» экономист Алексей Козьмин. По его словам, «крупные проекты первого передела сырья, разработанные еще во времена СССР, не конвертируются в повышение качества жизни местного населения».
 
Татьяна Перетягина переехала из Новосибирска на Дальний Восток три года назад вслед за мужем-военнослужащим. Девушка признается, что жить в этом регионе непросто и обоим супругам хочется вернуться обратно. Как рассказала «НИ» Татьяна, несмотря на дальневосточные надбавки, зарплата здесь редко у кого превышает 20-25 тысяч рублей, притом что цены на продукты и услуги несоизмеримо больше, чем в Сибири: «Моя мама в Новосибирске платит за двух комнатную квартиру 2,5 тысячи рублей, мы здесь за аналогичную - 5 тысяч рублей, да и цены на сами квартиры не уступают московским».
 
Вероника Воронцова,
«Новые Известия», 11.07.13
 
А вы бы на Дальний Восток переехали?
 
Артемий ТРОИЦКИЙ, музыкальный критик:
- Я мог бы туда переехать. В Москве жить невыносимо! Сейчас я живу в дальнем Подмосковье, за Звенигородом. Здесь жить еще можно. Если у человека есть склонность к природе, сельским традициям и ремеслу, если он ценит чистый воздух и здоровый образ жизни, то переезд на Дальний Восток - отличный выход. Это относится и к людям творческих профессий. Для связи с внешним миром им понадобится только Интернет. Между прочим, Дальний Восток находится в новом экономическом «пупе земли»: рядом с Китаем, Японией, Кореей. Сейчас это самая быстроразвивающаяся область на нашей планете. По идее, все должны валить во Владивосток.
 
Валерий БОРЩЕВ, правозащитник:
- Мой график выглядит так: полгода в Москве, полгода в регионах. Могу сказать, что Дальний Восток - это совсем другая страна. Уровень жизни там значительно ниже. Местные жители смирились с этими условиями, а вот приезжие из центральных регионов там точно не приживутся.
 
Юрий ВЯЗЕМСКИЙ, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры МГИМО(У) МИД РФ:
- Я с удовольствием переехал бы на Дальний Восток. Я Москву не люблю. Много народа, шум на улицах, беспрестанные стройки под моим окном, плохие дороги, чудовищно жаркое лето... Но я никуда не могу уехать. Так уж устроено наше государство, что единственное место, где я могу найти работу, - это Москва. Даже в свой родной Петербург я переехать не могу, потому что возможности там ограничены.
 
Валентина МЕЛЬНИКОВА, ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей России:
- Я могла бы переехать, хотя годы не те и семейные обстоятельства не располагают. Я хорошо знаю Хабаровск. Люди там живут прилично, город процветает. Конечно, климат и, соответственно, расходы отличаются от московских. Но я не сказала бы, что жизнь там хуже.
 
Мария АРБАТОВА, писатель и общественный деятель:
- Я бывала во Владивостоке, Магадане и Южно-Сахалинске. Эти города притягивают к себе. Там потрясающе красиво. Население Дальнего Востока таково, что там проживают потомки либо сосланных, либо героев, которые эти города строили. Там совершенно удивительная интеллигенция и замечательная среда. Но по инфраструктуре и уровню экономического развития эти города отстают.
 
Евгений ЧЕРНОУСОВ, адвокат, полковник милиции в отставке:
- Я никогда не смог бы жить на Дальнем Востоке. Где мне там найти работу? Где учиться моим детям? Для человека там нет никаких благ. Раньше туда вербовали людей. Они жили там без своих семей, отрабатывали положенное и возвращались. А сейчас там и заработка хорошего нет.
 
Записала Анна Якушева.
«Новые Известия», 11.07.13
http://www.newizv.ru/society/2013-07-11/185402-putevka-v-zhizn.html