Виталий Веркеенко
Виталий Веркеенко
31 марта исполнилось 100 дней, как Владивостоком руководит Виталий Веркеенко. Это первый мэр, избранный не населением, а депутатами гордумы. Первый мэр, родившийся за границей - в Дрездене. Первый мэр, владеющий английским и японским. Первый мэр, который, похоже, в социальных сетях пишет самостоятельно.
 
Негатив еще не успел накопиться. 45-летнего Веркеенко называют компромиссной фигурой. Может, городу такая и нужна? Или, напротив, бескомпромиссная?
 
100 дней - рубеж условный, говорить о каких-то итогах рано, но разобраться в том, что говорит и начинает делать новый мэр, можно попробовать.
 
Метод самурайского меча: восточный вектор
 
Похоже, Веркеенко не зря учил японский и руководил холдингом «Сумотори» (что означает «борец сумо»). Сразу после его прихода стало известно о «мастер-плане» Владивостока, разработанном японской компанией Nikken Sekkei. Китайская компания «Гуанда» вроде бы не прочь проинвестировать строительство Владивостокской кольцевой автодороги, а представители южнокорейской «Ханаро холдингс» - вложиться в давно обсуждаемый проект строительства рыбного рынка на набережной Цесаревича.
 
Вот и на встрече с редакторами СМИ в музее имени Арсеньева Веркеенко высказывался в восточном духе: «Я водный знак по гороскопу, а воду никогда невозможно остановить… А по году я бык… Этот знак означает упертость…» Говоря о казнокрадах, вспомнил традиции самураев: «Тырить нельзя. Это табу… Наказание будет не жестким, а жестоким… Если такое случится, я вытащу самурайский меч. Полетят головы…»
 
Но - не востоком единым: так, мэр уже провел переговоры о сотрудничестве с главой МИДа Южной Осетии.
 
Проверки на дорогах: пробки и автобусы
 
Едва вступив в должность, Веркеенко в ручном режиме разрулил пробку, собравшуюся на проспекте 100 лет Владивостоку из-за сломавшейся фуры, и пообещал взяться за общественный транспорт - «троекратно ужесточить» контроль, обновлять парк, в том числе муниципальный.
 
С участием мэра обсуждается возможность запуска электричек по Корабельной набережной и на Эгершельд (хорошо забытая старая идея), открытия проезда через торговый порт и, возможно, через территорию Морского университета. Мэр пообещал восстановить дорогу вдоль Амурского залива, о чем говорят много лет, - от Второй Речки на Моргородок и дальше через нефтебазу на Кунгасный и в центр.
 
Среди других озвученных планов - строительство нового моста через Вторую Речку, который соединит улицу Бородинскую с самой собой, установка «интеллектуальных светофоров», запуск электробусов на Русский…
 
На днях мэр заявил о расторжении контракта с подрядчиком, содержащим (безобразно) грунтовые дороги на Русском. О том, когда многострадальные островные направления заасфальтируют, пока молчат.
 
Полицентричный Владивосток: без тюльпанов, но с багульником
 
Веркеенко произнес важные слава о «полицентричности» города. Владивосток не должен замыкаться в пределах старого центра, где ни проехать, ни припарковаться. Огромные пространства пустуют в долине Первой Речки. А если, как обещают краевые власти, нефтебазу уберут за город, то здесь появится альтернативный центр, куда потом может переехать и сама мэрия.
 
Мэр пообещал убрать ярмарку с центральной площади: не место, мол, это для торговли. Для чего - стало ясно после мартовского снегопада, когда на площади выросли горы грязного снега, тут же ставшие антихитом соцсетей. Недовольным горожанам мэр, как и один из его предшественников Юрий Копылов, посоветовал взяться за лопаты. Приходится признать: снежный экзамен - первую практическую проверку профпригодности - Веркеенко прошел не без нареканий. А впереди еще испытания тайфуном и отопительным сезоном…
 
Глава пообещал поддержать возрождение санатория на Садгороде, открыть охоту на «серых рантье» и тюльпанщиков-нелегалов, провести реконструкцию общественного туалета на набережной («Биотуалетов не будет: никакой платы, никаких бабушек»). Высказался против хаотичной точечной застройки, превратившей город в «непроходимые каменные джунгли».
 
Улицы Владивостока мэр обещает украсить природным символом города - багульником («рододендрон остроконечный» по-научному).
 
Совместно с врио губернатора Тарасенко глава города намерен добиваться присвоения Владивостоку статуса краевой столицы - задача, которую решало несколько предыдущих мэров, да так и не решило. У Веркеенко хорошие отношения с краевой властью, но это пока: практика показывает, что рано или поздно между «Серым» и «Белым» домами проскакивают искры, прежде всего по бюджетным вопросам.
 
Против превращения Владивостока в официальную столицу Приморья всегда выступали как раз краевые власти - защищая интересы нищих муниципалитетов, с которыми относительно благополучный Владивосток должен, с губернаторской точки зрения, делиться, а не аккумулировать у себя дополнительные средства на «выполнение столичных функций». Сам же Веркеенко на днях в интервью ТАСС констатировал: «Городской бюджет - даже не одеяло, а носовой платок, который, куда ни натягивай, все равно что-то замерзнет».
 
Чехов и Нептун
 
Мэр заступился за Владивостокскую крепость, сняв с торгов несколько ее объектов, и пообещал привлечь федеральные деньги для обустройства подъездных путей и парковок у фортов и батарей, чтобы крепость под управлением единого оператора стала главной туристической достопримечательностью Владивостока.
 
Вопрос об установке во Владивостоке памятника Чехову, обсуждавшийся с 2010 года, кажется, наконец решен: скульптура работы Петра Чегодаева скоро появится на Набережной, у гостиницы «Азимут-Владивосток», откуда классик в 1890 году будто бы наблюдал за китом.
 
На днях Веркеенко выдвинул и совершенно новую идею: создать во Владивостоке резиденцию Нептуна.
 
Не расстанусь с комсомолом
 
Из «Серого дома» ушел вице-мэр Сергей Черкасов, пришел Сергей Шерстюк - до недавних пор заместитель Веркеенко в «Сумотори». Старожилы помнят Шерстюка еще как второго секретаря краевого комитета ВЛКСМ, позже он работал главным федеральным инспектором по Приморскому краю.
 
Но в целом команда опального экс-мэра Пушкарева - пока на своих местах: первые вице-мэры Литвинов, Химич и Лобода, вице-мэры Вильчинский, Зубова, Мальцева, Ткаченко… Перемены неизбежны, но мечом, как видим, новый мэр пока особо не машет. Что-то доделывает за преемниками, что-то придумывает свое… Другое дело - как его риторика будет переходить в практику. Сам глава настроен оптимистично. Даже написал в фэйсбуке, что мэрия для горожан станет «фабрикой счастья».
 
«Новая газета во Владивостоке», №435, 5.04.18
http://novayagazeta-vlad.ru/435/politika/100-dnej-cheloveka-iz-drezdena.html