26 ноября судебная коллегия ПК под председательством судьи А.Н. Ющенко, при участии судей И.М. Дудник и В.В. Маргулина, отклонив жалобы как защиты, так и обвинения, оставила в силе приговор Фрунзенского суда г. Владивостока экс-руководителю Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) генералу Эрнесту Бахшецяну.
КУДА КЛОНИЛО СУДЕЙ?
Сын, жена и адвокат Э. Бахшецяна |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Генерала Бахшецяна в зале не было. Процесс проходил в формате телемоста. Никаких свидетелей из Казахстана, о которых было заявлено в связи с датой переноса процесса, и в помине не было.
Лично я думала, что прокурор Железнов на самом деле хочет того, что написал в своем представлении – отправки дела на новое разбирательство во Фрунзенский суд. Но убедилась, что это был блеф. Никакой конкретики Железнов не сообщил суду. Главный его упор, да, пожалуй, и сам факт присутствия прокурора в суде, заключался в том, чтобы противопоставить защите несколько фраз.
Защита приводила аргументированные доказательства о существовании контрабандного канала задолго до прихода Э. Бахшецяна на должность руководителя ДВТУ, что опровергнуть прокурору было никак невозможно, так как это общероссийский факт. Вот на этот случай, по моему мнению, и была приготовлена и произнесена Железновым фраза: «Был контрабандный канал, а Бахшецян организовал новый».
Адвокат Наталья Беловцева резонно возразила: «Как мог Бахшецян за полгода своей работы организовать новый канал из тех же самых контрабандистов, которые тащили и тащат китайский ширпотреб с 2001 года? И всем известно, что главным в этом является Лысак. Прокурор возразил, что коль по Лысаку приговора нет, то и говорить не о чем».
Впрочем, судьи еще до прений, в самом начале процесса, отказались и спросить, и приобщить к рассмотрению по требованию адвоката документы из уголовного дела № 18/377468-06, касающиеся Лысака.
КУДА КЛОНЯТ ФАКТЫ?
Собственно, отклонен был весь адвокатский пакет документов, среди которых 193 публикации в СМИ, заявления в Генпрокуратуру депутатов Госдумы.
Все это суд и прокурор сочли интерпретациями событий, а не фактами.
В интерпретации попало и письмо (№ 5.2-26/2915 от 15 октября 2009 года) Зюганова, в котором госдеп сообщает Генпрокурору Чайке: «Не случайно признано, что страшным бичом в нашей стране является коррупция, причем не без помощи правоохранительных органов и судов.
Только что побывавший в Приморском крае депутат Госдумы Корниенко А.В. доложил мне, что на многочисленных встречах избиратели поднимали вопрос о процветающей коррупции в крае, а бывшие и настоящие работники ДВТУ заявляли, что в деле Бахшецяна победили преступники, работать честно небезопасно.
В одном из прилагаемых обращений ветеранов таможенной службы указано: «На примере Э.А. Бахшецяна нам цинично показали, что идет борьба не с коррупцией, а коррупция борется с людьми, добросовестно исполняющими свой служебный долг».
Но самое ужасное, как указано в прилагаемых материалах, что главные виновники, при которых процветала контрабанда – прокурор Приморского края Аникин переведен в центральный аппарат и возглавил антикоррупционное управление Генпрокуратуры, начальник УФСБ по Приморскому краю Алешин также переведен в центральный аппарат ФСБ и получил погоны генерал-лейтенанта, первый заместитель прокурора Приморского края Соколов, отказавшийся санкционировать арест Э.А. Бахшецяна, переведен на Сахалин.
Видимо, по своему указанные лица отреагировали на призыв председателя Правительства РФ В.В. Путина в отношении таможни – где посадки? Нашлась кандидатура Бахшецяна Э.А. – за полтора года работы резкое увеличение поступлений в бюджет, три года предварительного и судебного следствия, лишение свободы на пять лет.
С учетом изложенного, прошу Вас, Юрий Яковлевич, взять под личный контроль проверку сведений, сообщаемых в прилагаемых обращении и материалах. А также рассмотреть вопрос о пересмотре дела Бахшецяна.
Ответ прошу направить мне за Вашей подписью».
Ответ, опередив Генпрокурора, дал краевой суд – оставить приговор в силе. Пять лет и точка!
Ни скрупулезно изложенные со ссылкой на правовые и нормативные документы доказательства самого генерала Бахшецяна, ни блестяще аргументированные доводы адвоката Натальи Беловцевой судом услышаны не были. Судьи явно скучали во время их выступлений и, судя по их лицам, ждали только одного – поскорее огласить решение. В домашней заготовке которого после его оглашения никто уже не сомневался.
СУДЕЙ ДОСТАТОЧНО, НЕ ХВАТАЕТ БАХШЕЦЯНОВ
Не были приобщены к делу и обращение, и документы, подготовленные и направленные защитой в адрес председателя антикоррупционного комитета Кабанова. Не было ни следа интереса или смущения на лицах судей даже в тот момент, когда адвокат Наталья Беловцева сообщила, что все эти документы уже переданы Кабанову для президента Дмитрия Медведева.
Впрочем, разве для судьи, милиционера или прокурора авторитет президента выше, чем приказ своего непосредственного начальника?
Защитой были переданы К. Кабанову для президента документы, излагающие хронологию преследования Э. Бахшецяна, и материалы уголовного дела. О факте передачи этих документов Президенту сообщил один из центральных телеканалов.
Известно, что К. Кабанов был 23 ноября на встрече Дмитрия Медведева с членами Совета по правам человека при Президенте РФ. Часть этой встречи прошла без участия журналистов. Полный текст встречи в Интернете найти не удалось. Но сообщается, что по вопросам коррупции выступали Элла Памфилова и Кирилл Кабанов. Правозащитники без ужимок сказали президенту, что фразу чиновников «обращайтесь в суд» россияне воспринимают, как насмешку. А суды воспринимаются, как тупик правосудия.
Президент не мог не согласиться с их доводами, но попросил их «стараться способствовать повышению авторитета суда, так как альтернативой суду может быть только самосуд либо обращение в партком».
Что касаемо последнего, то это уже и имеет место. У многих наших граждан срабатывает привычка, и они бегут жаловаться в «Единую Россию», не осознавая, что это хуже, чем жаловаться на самого себя самому себе.Опаснее.
Все же дело далеко не в том только, что у нас много продажных или просто трусливых судей. Может быть, дело в том, что у нас слишком мало неподкупных и бесстрашных бахшецянов?
Не обессудьте, атеисты, привожу притчу из Библии, на которую многие ссылаются, осуждая гомосексуализм. Но суть там куда глубже. Когда возмущение окрестных жителей было так велико, что всколыхнуло небеса, то прежде чем уничтожить города Содом и Гоморру, были посланы следователи-ангелы, чтобы изучить, как там все на самом деле. Может, народ зря глотки дерет против гомиков?
По дороге эти три материализовавшихся следователя (см. картину Рублева «Троица») зашли к другу Бога – Аврааму (Быт. 18:20-33). Узнав, что за миссия у ангелов, и испугавшись за семью своего племянника Лота, жителя Содома, Авраам стал выпытывать, нельзя ли спасти город от уничтожения. Он спросил, если будет там 50 человек нормальной ориентации, не уцелеет ли город? Положительный ответ он получил вплоть до 10 человек. После чего ангелы замолчали. Не знаю, сколько жителей было в Содоме, но нормальной ориентации оказалось только четверо, и город погиб. Дело не в том, что там много было геев. Праведников было мало! Будь их десяток – и никаких катастроф.
Отсюда вопрос: «Сколько бахшецянов нужно противопоставить нашим судьям, следователям и прокурорам, чтобы народ поднял головы?»
Когда судья Ющенко зачитал решение суда, Эрнест Бахшецян спросил: «Вам не стыдно?» В ответ связь телемоста была сразу выключена, И судья, не взяв даже паузы, чтобы перевести дыхание, объявил фамилии фигурантов по следующему делу, несмотря на то, что был разгар обеда – дело приближалось к часу дня.
Судья все-таки, видимо, нервничал, опасаясь реакции зала. Зал ответил брезгливым молчанием.
РЕСУРСЫ ЧЕСТИ
Рядом со мной в суде сидели сын и жена Бахшецяна. Я тайком наблюдала, как сын взял мать за руку, как только на экране появился Эрнест Анзорович. Так и сидели они, как одно целое – мать и сын. Когда пальцы размыкались, сын клал руку на спинку стула матери: инстинктивный жест мужчины – защитить женщину. Все эмоции уже остались в прошлом – одно напряженное внимание.
Арсений прилетел сразу на два события – накануне суда был день рождения матери. В семье Бахшецянов двое детей. Старшая дочь закончила с отличием таможенную академию. Живет с семьёй в Киеве. Там же сейчас живет и работает Арсений. Он экономист, окончил Санкт-Перебургский университет. Дети помогают матери оплачивать расходы, которых немало. Это и съемная квартира во Владивостоке, судебные издержки, передачи.
Сама Людмила, супруга опального генерала, никуда уезжать не собирается – остается рядом с мужем. Не выполнили следователи главной работы – не сломили самого Эрнеста Бхшецяна. От семьи можно изолировать, но нельзя отнять любовь семьи. Но сможет ли сын генерала Бахшецяна после всего случившегося с его отцом считать Россию своей родиной? Во всяком случае в коридоре суда он мне сказал: «Главное – держаться подальше от этой страны». Сколько их, молодых, способных, уже уехали из России, так или иначе осознав эту истину?
Шока от решения суда ни у матери, ни у сына не было. Его они пережили 22 июня, услышав приговор судьи Ветохина. Арсений после суда сразу заспешил в СИЗО, чтобы получить разрешение повидаться с отцом до отъезда.
Сам генерал может потребовать перевести его в колонию-поселение, такое дается после 20 месяцев отсидки. А через 10 месяцев он может подать прошение об условно-досрочном освобождении. Но в удовлетворении этого адвокат Наталья Беловцева сомневается. Она считает решение краевого суда «незаконным и необоснованным» и готовит обжалование в надзорной инстанции краевого суда, а в перспективе и в Верховном суде.
Надежда Алисимчик, фото автора.
«Арсеньевские вести», № 48.