Надо сказать, я был несколько удивлён тем, какую волну комментариев вызвало моё выступление на радиостанции «Тихий океан» (см. Дальневосточная республика – перезагрузка). Кто-то горячо поддержал нашу позицию, кто-то назвал нас предателями. Но никто не остался равнодушным. И это лишь подтверждает актуальность поднятых вопросов. А значит, необходимо рассмотреть их подробнее, окончательно разъяснить нашу точку зрения. В первую очередь это касается Курильских островов.

Для начала рассмотрим значение этих территорий для России. Обратимся к оценкам, высказанным на парламентских слушаниях Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 18 марта 2002 года:

«На континентальном шельфе Курильского и Южно-Курильского районов ресурсы углеводородов составляют 1,6-1,8 млрд. тонн условного топлива. Общие ресурсы золота на Курильских островах оцениваются в 1867 тонн, серебра – 9284 тонны, титана – 39,7 млн. тонн, железа – 273 млн. тонн. Имеются парогидротермы, залежи полиметаллических руд, 117 млн. тонн серы. На Итурупе ежегодный вынос с газами редкого металла рения, цена которого дороже золота, составляет 36 тонн, что соответствует его годовому мировому потреблению; в России другой минерально-сырьевой базы рения нет. Совокупно разведанные запасы полезных ископаемых на южных Курилах по мировым ценам на сегодняшний день оцениваются в 45,8 млрд. долларов США.  

Общие запасы рыбы и других морепродуктов (возобновляемых биологических ресурсов) в Южно-Курильском рыбопромысловом районе составляют более 5 млн. тонн, а ежегодные общедопустимые уловы около 800 тыс. тонн».  

Не менее важны острова с военно-стратегической точки зрения. Ведь в случае их потери мощь Тихоокеанского флота сведется к нулю: он будет заперт в бухте и не сможет выходить в море на оперативный простор.  

Так неужели кто-то думает, что мы готовы просто так взять и подарить японцам столь важные территории? Нет, господа. Мы не предатели и не дураки.  

Однако мы понимаем, что как только Япония окончательно убедится в невозможности возврата островов мирным путём, она легко это сделает путём военным.  

Некоторые наивные читатели могут возразить: Япония не посмеет напасть на ядерную державу. Но ведь время показало, что ядерное оружие не играет никакой роли в территориальных спорах! Ни в случае ракетно-ядерного паритета (масштабные вооружённые столкновения Индии и Пакистана по поводу Кашмира в 1999 и 2002 гг.), ни в случае очевидного превосходства одной ядерной державы над другой (столкновение СССР и Китая на о. Даманский в 1969 г.).  

Но что самое важное, наличие ядерного оружия не останавливает даже неядерное государство от попытки захвата территорий государства ядерного. В качестве примера можно привести конфликт Великобритании и Аргентины по поводу принадлежности Фолклендских островов. Десятилетиями этот конфликт находился в вялотекущем состоянии, но в 1970-х годах, после обнаружения там богатых запасов нефти, ситуация обострилась. В конце концов, конфликт привёл к вооружённому столкновению в апреле 1982 года. Английский гарнизон потерпел поражение, острова были объявлены 24 провинцией Аргентины. Великобританию такой исход дела не устраивал и она направила в регион экспедиционные силы, значительно превосходящие военно-морские силы Аргентины, и вернула острова. Однако английский флот понёс большие потери. Как англичане рассказали в 1997 году, если бы они потеряли ещё и авианосцы, то с островами бы пришлось распрощаться.  

Итак, повторим ещё раз. Ядерное оружие не играет никакой роли в территориальных спорах. Потому что никакие территориальные потери не стоят того ущерба, к которому может привести выпуск «ядерного джинна».  

В территориальных спорах определяющим фактором победы является превосходство одной стороны над другой в обычных видах вооружений. И здесь Россия уступает Японии. Об этом красноречиво говорит хотя бы тот факт, что японский военный бюджет в полтора раза превышает российский. Японский флот значительно превосходит по мощи Тихоокеанский флот России. А текущее состояние вооружений, доставшихся России от СССР, а также моральные качества призывников вообще позволяют сделать вывод, что Россия сдаст Курильские острова без боя. И это даже без учёта того, что Япония может получить поддержку от США.

Казалось бы, какой из этого должны сделать вывод российские власти? Приступить к наращиванию мощи Тихоокеанского флота? Нет, господа. Если вы так считаете, то вы ещё не поняли отношение федерального центра к Дальнему Востоку России. Итак, внимание. С 1 января 2008 года начнётся «реформирование» ТОФ в ущербную Тихоокеанскую флотилию - под командованием целого контр-адмирала, всего-то с тремя эскадрами, двумя бригадами и пятью дивизионами кораблей на Камчатке и в Приморье. И это притом, что в последние три года активность иностранных флотов (Японии, КНР, Республики Кореи, США) в Японском море и даже заливе Петра Великого увеличилась в два-три раза. Что это, если не очередное предательство федеральным центром дальневосточников?  

И что в этой ситуации предлагают наши критики? Да как обычно - они предлагают надеяться на авось. Авось никакого системного кризиса с последующим бесконтрольным развалом страны не произойдёт? Авось прекратится замещение русского населения Дальнего Востока инородцами? Авось к власти в стране придут грамотные националисты и начнут из центра восстанавливать ДВ? Авось Япония, помня свой «ядерный опыт» полувековой давности, побоится захватить Курильские острова силой?  

Ну что ж, пусть надеются. А мы в это время будем искать пути выхода из сложившейся ситуации, при которых русские дальневосточники оказались бы в максимальном выигрыше.

    

Смирнов Б.Н.,

руководитель дальневосточного отделения Северного Братства.

«Северное братство», 06.05.07.

http://nordrus.org