Признаемся прямо: мы не хотели - до поры до времени - вмешиваться в дрязги, которые происходят «в» и «вокруг» Дальневосточного федерального университета. Мы хотели заниматься неспешным сбором информации, чтобы найти ответы на многие интересующие нас вопросы: как проводятся конкурсы на многомиллионные суммы и кто в них побеждает; как будет происходить выбор управляющей компании в кампусе на Русском (там речь не о миллионах - о миллиардах); как формируется фонд зарплаты руководящего аппарата и рядовых преподавателей; как получается, что с объединением четырех вузов и повышением статуса резко сокращаются набор абитуриентов и профессорско-преподавательский состав; что творится на некоторых (пока не будем называть) кафедрах с преподаванием профильных предметов; как становятся юными доцентами и докторами наук и т.д.
 
Т.е. вопросов много, и разобраться с ними нам хотелось бы без спешки. И постараемся разобраться. Но скандал, речь о котором речь пойдет ниже, как оказалось, уже выплеснулся как за стены ДВФУ, так и за пределы Владивостока и Приморского края, и касается он напрямую всего дальневосточного научного и академического сообщества. А поскольку данное письмо носит характер открытого, то мы и решили опубликовать его в этом номере, не откладывая в долгий ящик.
 
P.S.
Аргументацию ДВФУ, соотносимую с законом о СМИ и логикой выстраивания отношений с другими вузами, также готовы внимательно выслушать.
 

Открытое письмо


ректору Дальневосточного федерального университета С. В. Иванцу


 

Уважаемый Сергей Владимирович!


 
07.06.2013 г. редактором журнала «Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке» О. Г. Дилакторской был получен за Вашей подписью ответ (письмо от 07.06.2013 г. № 12-06-1105) на ее докладную записку от 30.05.2013 г. вх. № 12 08 371.
 
Напомним, что в докладной записке речь шла о сокращении всех ставок журнала «ГИВСДВ». В письме Вы объясняете главному редактору журнала (таковым О. Г. Дилакторская является до 14 августа 2013 г.), какие изменения произошли в редактируемом ею журнале, как изменилась редколлегия и на каких принципах теперь будет действовать журнал, о предстоящем закрытии которого главный редактор О. Г. Дилакторская и один из ее заместителей, профессор Владивостокского филиала Российской таможенной академии
 
Н. А. Беляева, были проинформированы заместителем руководителя Школы гуманитарных наук К. Ю. Колесниченко 22 апреля с. г. в присутствии проректора по науке И. Г. Проценко.
 
На этой встрече главному редактору и его заместителю дали ясно понять, что издание гуманитарного журнала не является приоритетом университета. Проблематика журнала будто бы не имеет практического выхода, он не представляет интереса для ведущей международной реферативной базы Scopus и т. п. На этом фоне понятно сокращение (вынужденное увольнение «по собственному желанию») сотрудников редакции и сокращение должности главного редактора. (Опускаем оскорбительную и неприемлемую для академического сообщества форму, в какой этот шаг был осуществлен.)
 
Что же изменилось за столь непродолжительное время? Каким образом журнал, как сказано в Вашем письме, стал одним из приоритетов Школы гуманитарных наук, руководство которой менее месяца назад в присутствии проректора говорило об обратном?
 
Вы пишете, что состав редколлегии был изменен «в соответствии с международными академическими требованиями». Эти странные слова на деле означают:
 
1) фактический отказ от взаимодействия с соучредителем журнала Приамурским государственным университетом им. Шолом-Алейхема (в момент заключения учредительного договора о совместном издании журнала - Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия) и немотивированный разрыв договорных отношений с этим вузом (напомним, что ДВФУ как правопреемник ДВГТУ не является единственным учредителем и издателем журнала и, соответственно, не свободен в своих действиях в отношении этого издания),
 
2) устранение из состава редакционной коллегии представителей вуза-соучредителя и ученых, представляющих разные отрасли гуманитарной науки, среди которых крупнейшие, признанные международным сообществом исследователи: кавалер Золотой Звезды (получивший это звание во Флоренции за лучший перевод «Божественной комедии» Данте Алигьери), профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор филологических наук - А. А. Илюшин, ученик Д. С. Лихачева, доктор филологических наук, заведующий сектором древнерусской культуры в Пушкинском доме (Академическом институте русской литературы) - Д. М. Буланин, доктор искусствоведения, действительный член-корреспондент Российской академии художеств, член Президиума Российской академии художеств - М. А. Чагодаева, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусства РАН, представитель России во Всемирном комитете историков искусства, член экспертного совета Центра современного искусства, кандидат искусствоведения - И. Д. Чечот, доктор географических наук, член-корреспондент РАЕН, председатель Приморского отделения географического общества (Общества изучения Амурского края) - П. Ф. Бровко и другие.
 
Почему-то новый состав редколлегии составлен преимущественно из представителей одной науки - философии. Возникает резонный вопрос: насколько этот состав отражает объем понятия «гуманитарные науки»? Почему вместо того, чтобы дополнить состав редколлегии несколькими международными участниками, его меняют полностью, даже не известив об этом членов прежней редколлегии и не принеся им формальных извинений?
 
В Вашем письме, уважаемый Сергей Владимирович, Вы сообщаете главному редактору, со ссылкой на руководство Школы гуманитарных наук, о планах издания новых номеров журнала в 2013 г.
 
Доводим до Вашего сведения, что второй номер журнала уже вышел, он опубликован на средства, собранные лично О. Г. Дилакторской (работа верстальщика стоимостью 23 000 рублей, изготовление тиража в 56 экземпляров стоимостью 16 000 рублей, рассылка подписчикам - все это было произведено самой О. Г. Дилакторской, о чем свидетельствуют хранящиеся у нее соответствующие квитанции и расписки об оплатах).
 
Подготовлен третий номер журнала на базе портфеля, собранного прежней редколлегией и отредактированного теперь уже бывшим редактором журнала Г. Ф. Низяевой (профессиональным литературным редактором и корректором, кандидатом исторических наук). Основу четвертого номера должны были составить материалы XV симпозиума Международного общества Достоевского, на котором Дальневосточный федеральный университет должна была представлять и руководить на нем одной из секций О. Г. Дилакторская.
 
Статьи признанных мировым научным сообществом специалистов-литературоведов, которые любезно согласились представить их для публикации в журнале, могли, несомненно, заинтересовать и Scopus. Однако руководство Школы гуманитарных наук забыло или не захотело представить соответствующим образом заявку О. Г. Дилакторской на участие в конгрессе. (Для сведения: она участвовала на XIII симпозиуме в Будапеште в 2007 г. и на XIV симпозиуме в Неаполе в 2010 г.)
 
В своем письме главному редактору журнала Вы пишете, что на данный момент все обязанности редколлегии распределены «в качестве дополнительного функционала между профессорами ДВФУ и других ведущих вузов РФ». Обращаем Ваше внимание на тот факт, что вся работа редколлегии и до этого строилась на общественных началах, если это имеется в виду. В редколлегии были достаточно полно представлены ведущие вузы Российской Федерации, в том числе вузы Дальневосточного региона. Если же речь идет о том, чтобы заставить профессуру ДВФУ и «других вузов» издавать журнал в качестве дополнительной неоплачиваемой нагрузки, то это, мягко говоря, непродуманный шаг…
 
То, что происходит сейчас вокруг журнала, вызывает недоумение. То, как осуществляется его переход к «новому качеству» и, в частности, смена состава редколлегии, расценивается нами в первую очередь как нарушение академических традиций и профессиональной этики. Эти действия вряд ли послужат укреплению репутации федерального университета, позиционирующего себя как оплот образования, науки и культуры в Тихоокеанской России. Заметим еще раз, что они находятся не только вне академического, но и вне правового поля: происходящее является нарушением российского законодательства по отношению к вузу-соучредителю.
 
Так, в соответствии с пунктом 2.1.4 Учредительного договора между ДВФУ/ДВГТУ и ПГУ им. Шолом-Алейхема (ДВГСГА) состав редколлегии журнала должен в обязательном порядке согласовываться с соучредителем, чего не было сделано. Это же касается и заместителя главного редактора (п. 2.2.1). Соответственно, нынешний правовой статус документов, связанных с изменением редколлегии журнала, и, значит, самого журнала оказывается под сомнением.
 
Действия официальных лиц Школы гуманитарных наук ДВФУ в условиях провозглашенной Министерством образования оптимизации Перечня российских рецензируемых научных журналов, борьбы с их келейностью в конечном счете могут печально сказаться на судьбе журнала «Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке», к основателями которого мы себя с полным основанием относим. Проще говоря, нам жаль журнал.
 
Заместители главного редактора журнала
«Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке»,
проректор по научной работе и инновациям
Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема,
профессор, доктор филологических наук Павел Николаевич Толстогузов,
 
профессор кафедры гуманитарных дисциплин Владивостокского филиала
Российской таможенной академии,
доктор исторических наук Наталья Анатольевна Беляева.
 
«Новая» во Владивостоке
«Новая газета во Владивостоке», №193, 27.06.13
http://novayagazeta-vlad.ru/193/Obrazovanie/Federalniyuniversitetnachinaetsoskandala
 
см. также: Как ДВФУ пальцы растопыривал