Леопард. Фото: zooДВ |
|
Об этом рассказал директор Амурского филиала WWF России кандидат биологических наук заслуженный эколог РФ Юрий Дарман, подводя итоги сделанного за год и делясь планами.
«Бикин» и другие
«Бикин», созданный в Пожарском районе Приморья, - первый в России национальный парк «с удэгейским лицом». Он позволит и сохранить уникальную природу «русской Амазонки», и создать новые рабочие места - прежде всего для коренных малочисленных народов.
- Сначала половина деревни (Красный Яр. - Ред.) была против, сейчас ситуация более-менее нормализовалась, - говорит Юрий Дарман. - Мы сейчас меняем закон об особо охраняемых природных территориях (ООПТ), он уже прошел первое слушание в Госдуме.
В нем будет предусмотрено, что удэгейцы смогут бесплатно находиться на территории национального парка, они получат право использовать природные ресурсы как в личных, так и в коммерческих целях, чтобы община могла развиваться.
В нацпарке будет создана система самоуправления: председатель совета коренных народов, которого выберут они сами, автоматически становится заместителем директора национального парка - занимает госдолжность.
Сами удэгейцы будут решать вопросы по охоте, рыбалке - это принципиально новая схема, ее в России раньше не было. Надеюсь, она будет работать. Удэгейцы смогут развивать аборигенный туризм, зарабатывать дополнительные деньги.
Процесс создания нацпарка в разгаре: в феврале, по словам Дармана, будет создано ФГБУ - федеральное государственное бюджетное учреждение, затем откроется счет, примут устав. Юридические основания для функционирования нацпарка появятся не раньше марта-апреля.
Что касается новых ООПТ, то в первую очередь предстоит создать Арсеньевский заказник в Хабаровском крае и Помпеевский нацпарк в Еврейской АО.
- Это те места, где тигр сейчас восстанавливается, где он уже появился, - пояснил Дарман. - И еще один очень интересный блок - мы начинаем опять плотно работать с Китаем по вопросам создания трансграничных ООПТ.
В Приморье планируется восстановить Комиссаровский заказник в Ханкайском районе, а также создать охранные зоны вокруг нацпарков «Зов тигра» и «Удэгейская легенда».
Глава Минприроды Сергей Донской недавно дал понять, что не прочь забрать под свое крыло Дальневосточный морской биосферный заповедник ДВО РАН. Однако, по последней информации, этот заповедник вместе с Институтом биологии моря ДВО РАН и достраиваемым на Русском Приморским океанариумом войдет в новую структуру - Федеральный центр морской биологии, который будет по-прежнему замыкаться на РАН и Федеральное агентство научных организаций.
Полосатые и пятнистые
- По двум нашим главным кошкам ситуация стабилизировалась и улучшилась. Тигров у нас около 540 особей плюс еще 10 в Китае, леопардов - почти 80. Леопард отступил от черты, за которой мог исчезнуть. Теперь наша задача - чтобы мяса всем хватило: и тиграм, и леопардам, и охотникам, - говорит Юрий Дарман.
Следующим шагом должно стать создание резервной популяции леопарда на юго-востоке Сихотэ-Алиня. Программа реинтродукции утверждена, в январе ожидается подписание соглашения между Минприроды РФ и Мировой ассоциацией зоопарков и аквариумов.
Решено не трогать имеющуюся «хасанскую» популяцию и переселить в Приморье котят из европейских зоопарков. Хотя по крови они - тоже наши, дальневосточные.
- Если все получится, то самое раннее, когда мы сможем выпустить первых леопардов в Лазовском заповеднике, - это 2020 год, - говорит Дарман.
А вот сроки сдачи «леопардового» автотоннеля в Хасанском районе, похоже, снова сорваны, хотя краевые власти клятвенно обещали ввести его в строй до конца 2015 года. А тут еще - уголовное дело в отношении главы Примавтодора Александра Мартынова…
Калужской областью № 2 станет Приамурье
- Для каждой экосистемы мы берем «флаговый» вид. Наши флаговые виды - тигр, леопард, дальневосточный аист, монгольский дзерен. Сейчас начинаем работать по новому, очень сложному и важному виду. Это калуга, самый главный наш осетр, - говорит Дарман.
- Был период, когда учеты не проводились вообще. В 2015 году в рамках госпрограммы начался учет калуги в Амуре, в 2016 году учет пройдет в морской части - в Амурском лимане. По имеющимся данным, изменилась структура популяции: калуга стала меньше, она просто не успевает вырасти - ее вылавливают. В советское время и промысловый пресс на калугу был меньше, и мальков выпускали в несколько раз больше, - рассказывает Петр Осипов, замдиректора Амурского филиала WWF России.
- Нужно прекратить браконьерство, выбить из-под него экономическую основу, ведь до сих пор в московских ресторанах и магазинах встречаются икра и нарезка из калуги, что четко выявляют генетики из ВНИРО. А дальше - заниматься восстановлением и охраной местообитаний.
- Чтобы вид сохранился, надо, чтобы река бежала без остановки. Все эти годы мы работаем над тем, чтобы, не дай бог, не начали строить ГЭС на главном русле Амура, - добавляет Юрий Дарман.
- Пока эту опасность вроде как удалось отодвинуть. Плюс утвержден официальный документ - схема комплексного использования водных объектов бассейна Амура на 10 лет, где никаких ГЭС на главном русле не предусмотрено. Там же учтены все наши рекомендации по зонированию поймы Амура. Когда в 2007 году изменили Водный кодекс, охранную зону Амура сократили до 300 метров.
Нельзя так с Амуром обращаться, застраивать его пойму, ведь пойменные участки - это аккумуляторы воды в случае наводнения! К великой реке надо приспосабливаться. 2013 год показал, что мы были правы: Амур все смыл.
Теперь государство вернулось к нашим рекомендациям. Гидрологам поставлена задача провести зонирование поймы, дать рекомендации, какие места можно застраивать, а какие - оставить под пойменные луга и сенокосы.
Егор Кузьмичев,
«Новая газета во Владивостоке», №320, 31.12.15