Ситуация в Комитете Камчатского регионального отделения КПРФ далека от стабильности. После изгнания в конце 2009 года из партии вероятных противников 1-го секретаря крайкома М. Смагина товарищеской атмосферы в краевой организации коммунистов хватило ненадолго. Вскоре хамство, грубость, невежество, высокомерие, цинизм и другие негативные черты характера, о чём предупреждали исключённые партийные активисты 90-х годов, стали нормой поведения в повседневной жизни 1-секретаря, барина, как его назвал один из исключённых. Уверовав в свою безнаказанность, М.Смагин особенно груб и циничен по отношению к тем, кто хотя бы в чём-нибудь не согласен с ним, либо с высшим руководством партии. Неслучайно жалобы на «барина» нескончаемым потоком идут в ЦК КПРФ.

 

Примечательно, что одним из главных объектов нападок и оскорблений со стороны «барина» стал бывший секретарь крайкома, единственный член бюро (бывший), который работает в парторганизации с конца октября 1991 года, активный член оргкомитета по возрождению организации КПРФ на Камчатке, А.Нуреев. (После запрета КПСС и КП РСФСР камчатские коммунисты до весны 1993 года скрывались под аббревиатурой ОПД «Товарищ» — прим.авт.).

 

Коммунист более чем с 40-летним стажем, офицер-политработник с боевым афганским опытом, удостоенный наград за образцовое выполнение интернационального долга, А.Нуреев был одним из тех членов крайкома КПРФ, который в конце 2009 года безоговорочно и активно поддерживал расправу над партийными активистами 90-х, учинённую М.Смагиным. Да ещё об этом написал огромную статью в газете «Камчатский коммунист». Как говорят в таких случаях, за что боролся — на то и напоролся.

 

Тем не менее, именно М.Смагин заручился поддержкой ЦК КПРФ и добился включения А.Нуреева вторым в первую пятёрку партийного списка по выборам депутатов Законодательного Собрания Камчатского края 2-го созыва. Ларчик открывается просто. Дело в том, что в год выборов и без того далёкая от безупречности репутация «барина», кандидата в члены в ЦК КПРФ, была изрядно «подмочена» публикациями в камчатских газетах. Их авторы обвиняли М.Смагина, главным образом, в финансовой нечистоплотности. Попытки «барина» опровергнуть обвинения через суд потерпели фиаско. Авторитет других членов первой пятёрки распространялся не дальше границ собственных парторганизаций. В лучшем случае. Вот и понадобился «толкач» в виде А.Нуреева. Нельзя сказать, что у него была совершенно безупречная репутация. На память приходят публикации в газете «Камчатская правда», в том числе Обращение НПД «Товарищ» к избирателям накануне выборов в Законодательное Собрание Камчатского края 2-го созыва. Однако в махинациях, финансовой нечистоплотности, грубости и других грехах опального секретаря бесполезно обвинять. И на фоне «барина» А.Нуреев выглядел почти ангелом. Плюс остатки былой популярности: около 20-ти лет работы на радио сформировали, и не без основания, у многих камчатцев образ А.Нуреева, как одного из авторитетных и популярных радиожурналистов полуострова.

 

Сам же «барин» не рискнул баллотироваться по одномандатному округу и нашёл для этого «уважительную» причину – коммунисты не выдвинули, а самостоятельно предложить свою кандидатуру не позволила СКРОМНОСТЬ. Человек хитрый, предприимчивый и предусмотрительный, М.Смагин прекрасно понимал, что 2-е почётное место по одномандатному округу ему, как А.Нуриеву, не «светит». В таком случае, зачем же позориться, лишний раз привлекать к себе внимание вездесущих журналистов и дотошных избирателей? Будь бы на месте М.Смагина добропорядочный человек, коммунисты могли бы провести в краевой парламент более 2-х человек. И уж непременно опередили бы «соколов» Жириновского.

 

Справка-1. Из первой пятёрки партийных списков КПРФ по одномандатному округу №4 баллотировался только А.Нуреев, заняв второе место, не имея за душой ни копейки, уступив пальму первенства 7-кратной чемпионке мира и 10-кратной чемпионке России С.Галянт.

 

На 2-й сессии Законодательного Собрания А.Нуреева избирают в один из комитетов для работы на постоянной основе. Не вдруг и не случайно. (Впрочем, это тема совершенно другого разговора). Это событие вызвало в крайкоме КПРФ эффект разорвавшейся бомбы. Особенно у «барина». Как же! Его самолюбию был нанесён удар «ниже пояса»! И, когда на сессии по А.Нурееву был поставлен вопрос на голосование, М.Смагин воздержался. Думаю, что в данном случае «барин» унизил не столько А.Нуреева, сколько себя. Ведь вопрос об изгнании опального секретаря крайкома для работы на постоянной основе был решён задолго до сессии, об этом А.Нуреев знал, но молчал, дабы не сглазить. И правильно делал. На той же сессии, прекрасно понимая, что ему ничего «не светит», М.Смагин идёт ва-банк, предлагая свою кандидатуру для работы на постоянной основе в одном из комитетов Законодательного Собрания. Но поддержку находит только у А.Нуреева. Нужны комментарии?

 

Вечером того же дня А.Нуреев появился в крайкоме КПРФ, где с ним почти никто не поздоровался. А несколько дней спустя М.Смагин собирает очень расширенное собрание актива крайкома (не было только СМИ) и устраивает А.Нуриеву «партийную» экзекуцию. Особенно усердствовал 2-й секретарь крайкома Ю.Шуваев, который ссылался на опыт Компартии Греции (Ау доблестные сыны Эллады!),  предложил бюро заставить А.Нуриева сдать всю зарплату в партийную кассу. А сколько из этой суммы выделить депутату на скромное проживание, решит бюро, точнее «барин». Однако это «мудрое» предложение не нашло поддержки у участников «экзекуции». Видимо в данном случае они не увидели здравого смысла. К тому же Россия — не Греция. И в самом деле, как человека можно заставить добровольно отдать всю, до копеечки, заплату? Это уже смахивает, без малого, на рэкет или вымогательство!

 

Свою лепту в «экзекуцию» внесли представители Елизовской организации КПРФ. К примеру, В. Атяшкин, который трижды избирался в Думу КАО и всегда работал на постоянной основе, предложил направить запрос в прокуратуру с просьбой разъяснить, имело ли право Законодательное Собрание избирать А.Нуреева для работы на постоянной основе без учёта мнения бюро крайкома КПРФ. Автор этого «белого» предложения, юрист по образованию, видимо не знаком с соответствующими законами, в которых нет и намёка на мнение бюро, или забыл, что статья Конституции №6 претерпела существенные изменения ещё в приснопамятном феврале 1990 года. Лидер Елизовских коммунистов С.Ванюшкин решил, что очень расширенного собрания актива недостаточно и потому через несколько дней поставил вопрос об А. Нурееве уже в родных пенатах, но… в отсутствии «виновника» торжества.

 

Кстати, в нормальном коллективе как правило, радуются за своих соратников, когда последние, да ещё и безработные, успешно трудоустраиваются. Но у камчатских коммунистов со времён Машковцева такая традиция не прижилась. Гораздо приятнее окунуть человека мордуленцией в … понятно куда или, образно говоря, «вытереть» об него ноги.

 

Но в чём состояла вина А.Нуреева? Оказывается, во имя дела партии и её Генеральной линии, а также учитывая мнение членов бюро крайкома КПРФ, которые высказались против работы опального секретаря в парламенте на постоянной основе, А.Нуреев должен был взять самоотвод и добровольно отказаться от должности государственного служащего. На что виновник  «торжества» парировал риторическим вопросом: «Товарищи коммунисты, неужели я похож на идиота?». Да нет же, на идиотов, скорее, смахивают «экзекуторы». Кстати до 2-й сессии парламента А.Нуреев фактически был безработным, если не считать, что более двух лет он трудился по договору в пресс-службе Законодательного Собрания.

 

Несколько слов о «Генеральной линии КПРФ». Сегодня по своим должностным обязанностям А.Нуреев вместе с коллегой Т.Романовой трудится на ниве гармонизации межнациональных отношений. Т.е. вносят свою лепту в укрепление дружбы и согласия между нациями и народностями, населяющими Камчатку. Скажите, какая нормальная политическая партия будет возражать против этой линии?

 

Справка-2. В Законодательном Собрании 1-го созыва А.Нуреев планировался для работы на постоянной основе. М.Смагин об этом не только знал, но даже радовался за А.Нуреева. Ларчик и здесь открывается просто: в первом депутатском созыве не было «барина» и, значит, его самолюбию ничего не угрожало. Однако во втором депутатском созыве М.Смагин во сне и наяву видел себя одним из заместителей председателя комитета на постоянной основе. И мысли не допускал лицезреть таковым А.Нуреева. К примеру, в начале января с.г., на одном из мероприятий, «барин» намекнул о возможности выборов нового руководителя крайкома КПРФ. Поддержка бюро была бы ему обеспечена. Вот, где, образно говоря, зарыта собака.

 

Чем закончилась «экзекуция»? Вероятно, виновник «торжества» ожидал, что «товарищи» по партии предъявят ему ультиматум – или отказаться от работы в парламенте или — вон из КПРФ. Как бы не так! «Барин» «искренне» пожелал опальному секретарю успехов в работе на новом поприще и, самое главное, выразил уверенность в том, что А.Нуреев будет исправно платить партмаксимум, т.е. повышенные партийные взносы в размере не менее 20% от депутатской зарплаты. На память невольно приходит пример, когда бывший «красный» мэр Петропавловска довёл одну из посетительниц до истерики, после чего «сердечно» поздравил её с Днём 8 марта.

 

Интересно как-то получается: за избрание работать в парламенте на постоянной основе человека смешивают с грязью, если не сказать больше. Но денежки, будь добр, плати! Где же элементарная логика? И через месяц те, кто принимал самое активное участие в «экзекуции», напомнили А.Нурееву, в самой, что ни на есть, вежливой форме, о партийном ДОЛГЕ, партийном «ТОВАРИЩЕСТВЕ», «БРАТСТВЕ» и «КОНСОЛИДАЦИИ» (видимо, имелось виду голосование «барина» во время избрания А.Нуреева на «постоянку»). Ю.Шуваев особенно был озабочен тем, как бы А.Нуреев не обеднел после уплаты партмаксимума. Конечно же, о направлении запроса в прокуратуру, о чём ещё месяц назад настаивал юрист по образованию В.Атяжкин, никто из членов бюро даже не заикнулся. Понятно, что наличка намного важнее каких-то запросов.

 

Справка-3. Согласно Уставу КПРФ, член партии платит взносы в размере не менее 1% от всех денежных доходов, не начислений, а именно доходов. О каком-либо партмаксимуме, разработанном Контрольным управлением ЦК КПРФ, в уставе ничего не сказано. Поэтому на очередном съезде коммунистов его делегатам необходимо внести в Устав КПРФ поправку следующего содержания: «Коммунисты и их сторонники, избранные в (представительные) органы власти всех уровней при поддержке и (или) по спискам КПРФ и работающие депутатами на постоянной основе, уплачивают членские взносы в соответствии с партмаксимумом, разработанным Контрольным управлением ЦК КПРФ». А то, не ровен час, найдётся член или сторонник КПРФ, который обжалует установленную «обдираловку» через органы прокуратуры. Какие деньги потеряет КПРФ!

 

     Справка-4. Длительный период крайком КПРФ работает без бухгалтера. И все финансовые поступления, в том числе и из ЦК КПРФ, находятся под неусыпным контролем «барина» — никакой гласности и открытости. К бухгалтерскому хозяйству, разумеется, М.Смагин никого не допускает. Интересно, а деньги на оплату труда бухгалтера выделяются или нет? А если выделяются то каким «курсом» они следуют? Не уж-то в карман «героя» очерка «Остап Бендер из КПРФ». И куда только смотрит ревизионная комиссия крайкома КПРФ?

 

Прошу прощения за «лирическое» отступление и возвращаюсь к основной теме данной статьи. В конце мая с.г., на очередной сессии краевого парламента, «соколы» Жириновского предложили внести в повестку дня вопрос о ситуации на птицеферме «Пионерская». Парламентское большинство эту инициативу отклонило, объяснив, что над данной проблемой работает следственный комитет и, значит, целесообразно дождаться соответствующих результатов. Только после этого можно будет вести разговор на сессии.

 

Решение парламентского большинства не удовлетворило «соколиков» и они дружно покинули зал заседания сессии. За ними поспешно засеменили единственный представитель «Справедливой России» в камчатском парламенте М. Пучковский и М.Смагин. И это после того, как «барин» на всех уровнях неоднократно категорически твердил: никакой солидарности или союза с «жириновцами» и «эсерами» нет и быть не может. А.Нуреев же выполнил требование «барина» и продолжил участие в работе сессии.

 

О том, что после сессии в крайкоме КПРФ произошёл грандиозный скандал, стало известно из достоверных источников только полтора месяца спустя, но не от А.Нуреева, который до сих пор интервью никому не даёт. Он досрочно сложил с себя все партийные нагрузки, а партмаксимум высылает «барину» по почте. В своём заявлении А.Нуреев отметил, что более не намерен терпеть хамства, цинизма, оскорблений, унижений и уничижений со стороны М.Смагина и его окружения…

 

В конце 2009 года А.Нуреев активно поддержал учинённую М.Смагиным расправу над своими же товарищами, с которыми в начале 90-х годов восстанавливал на Камчатке организацию коммунистов. Теперь за это приходится расплачиваться. А ведь исключённые из КПРФ активисты 90-х годов предупреждали, не раз и не бездоказательно, кто такой М.Смагин и на что он способен….

 

Н.Дмитриева.

«Час Пик», октябрь 2012 г.

 

От редакции:

 

Во время подготовки материала к публикации стал известен любопытный факт. Вначале текущего года М.Смагин сообщил своим товарищам, что ЦК КПРФ выделил камчатским коммунистам одну ставку помощника депутата Госдумы на постоянной основе. И с согласия членов бюро её занял 1-й секретарь крайкома. Поблагодарив товарищей за чуткость и заботу,  М.Смагин громогласно, со свойственным ему позёрством и дешёвой театральностью, торжественно заявил: «Но работать на постоянной основе в составе нынешнего Законодательного Собрания я ни за что не соглашусь!» (Кстати, в настоящий момент ему не видать «постоянки», как своих ушей).

 

В скорее выяснилось, что ставок помощников депутата Госдумы от КПРФ па постоянной основе выделено две, одна из них оформлена на «барина», а вторая, втайне от большинства членов парторганизации, на 19-летнюю дочь М.Смагина, студентку юрфака ДВФГУ. А ведь в крайкоме КПРФ есть энтузиасты с партстажем тридцать и более лет, которые бескорыстно работают во имя дела партии. Можно было бы оформить ставку на одного из них.

 

Казалось бы, данный факт вызовет возмущение даже у сторонников «барина». Но подавляющее большинство членов крайкома КПРФ проглотило эту «пилюлю». Человек, прошедший огонь, воду и медные трубы, М.Смагин сумел убедить многих товарищей в том, что другой кандидатуры, кроме Марии Михайловны (дочери М.Смагина) на должность помощника депутата Госдумы на постоянной основе, на тот «исторический» момент, не было. И что деньги, причитающиеся студентке-помощнице за работу, будут направлены на нужды крайкома КПРФ. (Правда, «социалка», в любом случае, достаётся дочери М.Смагина, да и финансами вряд ли её папаша обидит). А через 3 года новоиспечённый юрист приложит к свеженькому диплому трудовую книжку, в которой будет запись: «Помощник депутата Государственной Думы ФС РФ на постоянной основе». Внушительно, не правда ли?

 

Что касается А.Нуреева, то материалы по нему крайком КПРФ направил в первичную организацию на предмет привлечения к партийной ответственности. И уже через сутки А.Нурееву объявили «строгий выговор» за недостойное поведение. Теперь дело за бюро. Что дальше? Бюро вправе утвердить, отменить или ужесточить наказание. Как будут дальше развиваться события? Поживём, увидим…!

 

P.S.:

Выдержка из ответа Аппарата Губернатора и Правительства Камчатского края:

На ваш запрос сообщаем, что в соответствии с представлением Дорохина П.С., депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации  VI созыва от фракции «КПРФ», помощниками на постоянной основе по работе в Камчатском крае оформлены: Смагин Михаил Викторович, Смагина Мария Михайловна.

 

«Час Пик», октябрь 2012 г.

http://www.chaspik41.ru/archives/3364

.