Есть такой старый анекдот. Интеллигент предупреждает вульгарно разодетую даму: «Женщина, у Вас ниточка висит…». «Игде?» - осведомляется та. «Ну-у, вот там, пониже спины…»- смущается «шляпа». «Это на ж.., что ли?»- уточняет собеседница. «Что Вы, женщина, да такого слова-то нет!»- пугается интеллигент. «Ж…есть, а слова нет?!»- удивляется мадам…
Эта хохма вспомнилась мне, когда я изучал утвержденные муниципальной властью Магадана положения о присвоении почетных званий гражданам города- по профессиям: работникам здравоохранения, торговли, сельского хозяйства, транспорта, образования и т.д. Слов нет, акция эта, полагаю,- нужная и своевременная: лучшие труженики столицы Колымы вполне заслуживают особой награды. Если бы не одно «но»…
На последнем месте в длинном списке, опубликованном в газете «Вечерний Магадан» 27 марта сего года, - официальное Положение о присвоении звания «Почетный журналист города Магадана». Может, составители общего перечня впопыхах вспомнили о местных «работниках пера и микрофона» и как бы «прилепили» их к общему ряду, может еще чего… Но только, на мой взгляд, именно этот документ заметно выделяется на общем фоне, как ниточка на…, ну, короче, вы поняли.
Я поясню свою точку зрения. Союз журналистов РФ, в отличие от всех упомянутых в «городском» списке муниципальных и федеральных служб - общественная организация. И без нее, полагаю, не очень красиво определять «почетных» тружеников «второй древнейшей профессии». И, говорят, даже есть в нашей области некая региональная организация этого самого Союза. А что мы видим, изучая и сравнивая все упомянутые ранее Положения?
С журналистами, смотрю, не особо церемонятся. Всех прочих- медиков, работников культуры и торговли и т.д.- выдвигают на соискание трудовые коллективы их предприятий и организаций. А наших «щелкоперов и бумагомарак»- исключительно руководитель их СМИ, «действующих,- цитирую- на территории муниципального образования «город Магадан».
Вы чувствуете тут нюансы? Редактор – это куда более чиновник, чем репортер. Конечно, правление областной организации СЖ тоже трудно назвать представляющим интересы «простых» журналистов: в подавляющем большинстве оно состоит из редакторов официальных и частных газет и телеканалов (а таковых на Колыме – ВСЕ!). И, полагаю, нам уже второй год дают понять, чьи интересы для этих господ – на первом месте. Ибо даже конкурсы на «лучших» в масштабах области и Магадана по десятку номинаций уже второй год проводятся исключительно от имени региональной и муниципальной властей: администрации Магаданской области и мэрии Магадана. И легко можно даже догадаться, кого власть отличает. Особенно мне понравилась номинация «Позиция»…
Но, впрочем, вернемся к документам Положений. А именно к разделам, определяющим форму и вид нагрудных знаков, прилагающихся к почетным званиям. Все эти знаки выполнены в виде овала или медали с планкой, обрамленных (в разных сочетаниях) лаврово-дубовым венком. Венком «обошли» почему-то лишь «Почетных спасателей». И- догадайтесь!- «Почетных журналистов». У последних (по упоминанию и по списку) весь знак – цитирую- «письменное перо» длиной в три и шириной в один сантиметр, «из металла золотистого цвета». Это я еще и к тому, что все прочие награды предполагается отлить из «неокисляемого сплава» (впрочем, полагаю, многие местные перья и без того давно уже изрядно во всех смыслах заржавели).
Ну, нововведение творцов документа -«письменное перо» - это, конечно, оригинально и куда более свежо, чем прежнее прилагательное «пишущее». Впрочем, лично я добавил бы в том же стиле: «Или устный микрофон».
А теперь самое забавное в этой, на мой взгляд, достаточно грустной «перьевой» истории. Опять цитирую: «На ОБОРОТНОЙ (выделено мной-М.Г.) стороне знака изображен герб города Магадана». Это вообще тонко! Может быть даже не без глубоко скрытого юмора. Вроде той самой ниточки на…, ну, вы помните. То есть как бы принадлежность награжденного определена, но выставлять ее напоказ, открыто тыкать в нее пальцем и называть своим именем- как-то вроде бы не принято. В отличие, к примеру, от Почетного работника городского транспорта или спасателя, которым стесняться нечего и не за что.
Но вот только когда «свои» для разного уровня властей руководящие и «просто» работники пера и микрофона с комфортом путешествуют и отдыхают в Хабаровске, Москве и Дагомысе, не спешите наскакивать на них с криком: «Женщина, у вас герб…на обороте!». Все несколько сложнее: российская журналистика катастофически слабеет. Об этом на днях открыто говорил на Восьмом съезде Союза журналистов РФ его председатель Всеволод Богданов. И называть СМИ «четвертой властью» сейчас так же неловко и неуместно, как пятую точку мадам из анекдота. Потому что называется она совсем по -другому! И я обо всем этом скоро вам расскажу.
Михаил Горбунов,
«Золотое перо Руси»
(сертификат № 54, без герба на оборотной стороне).