В конце XIX - начале ХХ века хабаровчане с большим нетерпением ожидали открытия зимнего праздничного сезона. Праздничная служба, орудийный салют, крестный ход, катания на собачьих упряжках и тройках, на коньках и ледянках с ледяных гор, посещения бал-маскарадов, концертов приезжих актёров… - все это доставляло большое удовольствие жителям быстро развивающегося молодого города.

 

Сезон подготовки к новогодним праздникам начинался с появления объявлений в местной печати о новых поступлениях ёлочных украшений в магазины, новых маскарадных костюмов в парикмахерские и городские ателье, афиш, оповещавших о предстоящих концертах и других  праздничных мероприятиях, благотворительных программах.

 

В.Ф. Духовская и Н.И. Гродеков слева от елки
В.Ф. Духовская и Н.И. Гродеков слева от елки

 

Объявление из газеты «Приамурские ведомости». 1899 г.
Объявление из газеты «Приамурские ведомости». 1899 г.

Так, 1 декабря 1896 года газета «Приамурские ведомости» анонсировала предновогоднее благотворительное мероприятие: «26 декабря настоящего года Комитет Хабаровского благотворительного общества предполагает устроить Лотерею-аллегри в Военном собрании…» (ПВ. - 1896. - 1 дек.). В газете от 22 декабря 1901 года сообщалось: «Сезон праздничных увеселений наступает и обещает быть довольно разнообразным: в Хабаровском Общественном собрании  во время предстоящих праздников Рождества Христова, назначены: танцевальный вечер - 27-го, членский маскарад - 29-го, танцевальный вечер и встреча Нового года - 31-го (за бокал шампанского уплачивается 1 рубль по подписному листу у швейцара собрания). 1-го января устраивается вечер в помощь  нуждающимся учащимся, 3-го танцевальный вечер» (ПВ. - 1901. - 23 дек.).

 

Не менее показательно другое объявление, опубликованное в этом же номере «Приамурских ведомостей»: «…Новое помещение Хабаровского Общественного собрания дает возможность хабаровскому обществу поздравить всех своих знакомых и близких с Новым годом, сделать это без всяких хлопот и утомительных разъездов по городу.

 

1-го января предоставляется видеть друг друга в одном месте и провести время визитов в одной компании: это будет и приятно и нехлопотливо ни для поздравляющих, ни для принимающих поздравления. На время визитов с 12 до 4 дня в собрание приглашаются и дамы, принять и дать поздравления.

 

Хабаровское общество ныне придумало такую комбинацию взаимных поздравлений, что ездить с визитами остаётся тем, кто это любит, и испытывает при этом огромное удовольствие.

 

Не пойдет ли хабаровское общество дальше? Не согласятся ли его члены, по крайней мере, штрафовать рьяных визитёров в пользу какого-либо благотворительного учреждения, как это практикуется уже в некоторых городах, где у подъездов вывешиваются карточки с надписью: «визитёров не принимаем; за беспокойство просим уплатить 50 коп. в пользу…» (ПВ. - 1901. - 23 дек.).

 

С.М. и В.Ф. Духовские на детской елке в Хабаровске. Рис. Байдака Д.Н.
С.М. и В.Ф. Духовские на детской елке в Хабаровске. Рис. Байдака Д.Н.

В канун каждого великого праздника на главной площади российских деревень и городов традиционно устраивались ярмарки-базары, на которые стекался люд со всех окраин. Вот описание хабаровской ярмарки в декабре 1896 года: «Праздничный базар 6 декабря отличался особенным многолюдством - появились в продаже редкостные для нашего города молочные продукты, так молоко, масло, творог и сметана, к сожалению, всё в замороженном виде, все эти продукты оцениваются чуть ли не на вес серебра. Так, например, 1 фунт сметанного масла 1 рубль и дороже, и т.д. Лица, привезшие эти продукты, утверждают, что к Рождеству молочных продуктов будет ещё меньше, по причине недоброкачественности сена и др. Торговля продолжалась три дня. Торговали мясом, на которое были жалобы на качество» (ПВ. - 1896. - 8 дек.).

 

Новогодние праздники в дореволюционном Хабаровске, как и во всей России, начинались Рождественским Сочельником 24 декабря по старому стилю. Начинался он с первой звезды и ночной рождественской службы в церкви, которая заканчивалась в пять часов утра. Посещение праздничной литургии считалось желанным делом. На стол в Сочельник, по традиции подавали ритуальные блюда: взвар (сочиво) распаренных в меду сушеных ягод и плодов, постные пироги с овощами, блины, оладьи, кашу, сваренную на воде и др. Трапеза в Сочельник осмыслялась как повторение скромной трапезы Святого семейства в ночь перед рождением Иисуса Христа.

 

Для высших чинов и знати Хабаровска день Рождества Христова начинался с божественной литургии в Успенском соборе, сопровождаемой духовной музыкой Чайковского и Рахманинова, хоровым торжественным пением «Боже, Царя храни», после чего зажигались рождественские ёлки, и палил орудийный салют. Парад войсками проводился редко - из-за сильных морозов.

 

Для нижних чинов и учеников города рождественская служба проводилась отдельно: для первых - в Иннокентьевской церкви, для вторых - в домовой кадетской церкви.

 

Трапеза, проходившая в день Рождества Христова после всенощной, предполагала разнообразный и богатый обед из мясных и молочных блюд, на стол ставилось пиво, вино и брага. По народному календарю, день празднования Рождества Христова являлся днём зимнего солнцеворота. По своей значимости в православном календаре Рождество Христово стояло на втором месте после Пасхи.

 

С Рождества начинались всевозможные народные развлечения, ярмарки, народные гуляния. Лотки продавцов ломились от всевозможных гостинцев, как российского, так и иностранного происхождения. Здесь можно было согреться чашкой горячего чая из постоянно кипящих самоваров. А вот распивать спиртные напитки на народных гуляниях было запрещено. Городской голова и полицмейстер строго следили за порядком, поэтому заведённый порядок соблюдался, а все любители горячительных напитков сидели либо дома, либо в кабачках. С 1894 года в Хабаровск стали приезжать нанайцы, которые на запряжённых собаками нартах катали всех желающих по городу, и даже развозили по домам. Впервые это развлечение было введено при генерал-губернаторе С.М. Духовском. Тогда нанайцы заработали некоторую сумму чистого дохода, что и привлекало их впоследствии каждую зиму.

 

Пожалуй, самым красивым зрелищем на Рождество была ёлка. Рождественские ёлки устраивали во всех учебных заведениях, при этом деньги с родителей на подарки не взимались. Все расходы ложились на плечи хабаровских купцов, хозяев кондитерских и булочных, на солидные фирмы, которые обеспечивали угощения и подарки детям. В кругах купечества и городской интеллигенции считалось зазорным не участвовать в подобной благотворительности. Так, Николай Федорович Дормидонтов, строитель хабаровского участка железной дороги, на собственные средства устраивал ёлки для детей. В 1901 году попечительница приюта Л.Л. Колмачевская через газету благодарила всех приславших свои пожертвования «…на устройство ёлки в хабаровском детском приюте»: А.С. Беневского, служащего, магазины, генералов и других лиц. Фирмы Пьянкова, Чурина, Богданова и др. пожертвовали на проведение праздника продукты, вещи и сладости (Приложение к ПВ. - 1901. - 28 дек.).

 

Хоровод возле хабаровской рождественской/новогодней елки. Рис. Байдака Д.Н.
Хоровод возле хабаровской рождественской/новогодней елки. Рис. Байдака Д.Н.

Для детей Хабаровского приюта благотворительное общество устраивало ежегодные рождественские ёлки, на которых дети могли много и искренно веселиться. Каждому приглашённому вручались игрушки и лакомства, ребята постарше получали книги. Ёлку готовили под руководством председательницы комитета А.В. Куколь-Янсольской. Спонсорами выступали: Пьянковы, Чурины, Пострых, главный начальник края и др.

 

Для воспитанниц женской гимназии преподавательский состав ежегодно устраивал детский костюмированный вечер. На ёлку приглашали много детей, в том числе и воспитанников кадетской школы. С детьми были родители и другие лица. В программе вечера было много песен, игр, танцев. На ёлке можно было увидеть детей в костюмах амура, пажа, бабочек и т.д.

 

Всех гостей собирал общий стол, где подавался чай и сладости, дети получали подарки. В продолжение вечера играл струнный оркестр музыкантов окружного штаба. Веселье и танцы затягивались порой до 10 часов вечера.

 

Хабаровское городское управление в лице городского головы А.А. Рассушина устраивало елку-праздник для детей, обучавшихся в учебных заведениях города. Учащихся и их родственников приходило очень много. Это был весёлый семейный праздник, где весело отдыхали от школьной жизни и набирались новых сил на новые труды (ПВ. - 1898.).

 

Для гимназисток и кадет ёлка часто устраивалась в атаманском зале резиденции генерал-губернатора края. Варвара Фёдоровна Духовская раздавала подарки девочкам, а кадетов наделял ими сам генерал-губернатор. Дети много танцевали различные танцы: костолом, молодчик, камаринский и др. Бывало, что в антрактах между танцами, пением и постановками живых картин, детям показывали волшебный фонарь. Переодетому Деду Морозу, в которого наряжали кого-либо из обслуживающего персонала, девочки передавали билетик, на котором было написано, какой подарок она желает получить на ёлке. «Многие писали: «Милый дед, я хочу куклу», но были и такие, которые пожелали зеркало» (Бурилова 2007: 110).

 

В здание Военного собрания ученицы Хабаровской женской гимназии приходили со своими родными и знакомыми. Хор, управляемый Збайковым,  исполнял святочные песни. Затем начинались танцы и игры, после которых вновь выступал хор, а после него играли пьесу «Веселые дни», куда были введены старинные святочные песни. В спектакле участвовали ученицы и кадеты хабаровской школы.

 

После антракта ученицы читали русские и немецкие стихотворения, басни, играли несколько пьес, например, «Веселые дни», а затем хор пел «Благоговение» на музыку Таля, «Стрекозу и Муравья» на музыку Славянской. Вечер заканчивался оживлёнными танцами.

 

31 декабря устраивалась ёлка для учащихся города (числом около 600 человек) в хабаровском Николаевском городском училище, где дети пели хором, читали стихи, играли, танцевали, пили чай и получали подарки (ПВ. - 1902. -  № 419).

 

На второй день января приходилась ёлка в помещении Николаевского городского училища для почти пятисот учеников реального училища и их родственников. В программе вечера было двадцать номеров, общее чаепитие, танцы и раздача подарков (ПВ. - 1902. -  № 419).

 

Из многочисленных заметок о праздновании хабаровчанами Нового года можно сделать вывод, что наиболее интересными и многолюдными были новогодние вечера в кадетском корпусе и в приготовительной школе Сибирского кадетского корпуса. Газета «Приамурские ведомости» писала:

 

«30 декабря в хабаровской приготовительной школе Сибирского кадетского корпуса для воспитанников школы трудами офицеров-воспитателей был устроен детский вечер с ёлкой, по весьма разнообразной и содержательной программе. Благодаря щедрому приложению труда со стороны устроителей и строгой обдуманности развлечений вечера, диктуемой очевидной любовью к детям, рождественские вечера в кадетской школе должны быть отнесены к числу самых удачных, дают много приятного и полезного материала детям и охотно посещается взрослыми. И на этот раз, точно так же, как и раньше, кроме местного состава, было много и сторонней публики, как детей всякого возраста (преимущественно воспитанницы женской гимназии), так и взрослых приглашённых лиц; первых было всего до 200 человек и вторых около 200.

 

Обширность помещения школы даёт свободно развернуться. Первая комната, куда вступал посетитель, поднявшись наверх, представляла читальный зал, снабжённый журналами, газетами, иллюстрированными изданиями; вторая комната, к которой прилегали две чайные, где желающим предлагались чай, прохладительные напитки, фрукты, была увита зеленью и декорирована щитами с вензельными изображениями Высочайших особ и представляла зимний сад, иллюминированный разноцветными фонарями, с освежающими воздух бьющими фонтанчиками. В этих помещениях предпочитали остаться вне течения движущейся публики.

 

В одной из боковых зал… были выстроены кадеты и воспитанницы гимназии с их наставниками, дружно ответившие на приветствие прибывшего, при звуках встречного марша бального оркестра окружного штаба, главного начальника края.  Оркестр заиграл полонез, и дети попарно, а за ними и взрослые направились в нижнее помещение, в манеж, где была устроена ёлка; там они были встречены звуками марша духового оркестра  3-го линейного батальона. Глубина манежа изображала обсыпанный снегом хвойный подлесок, под раскинувшимися сверху звздным шатром зимнего неба, а ближе к центру манежа, на опушке, высилась роскошная рождественская ёлка.  Одна из боковых стен была украшена эффектно убранными портретами Их Величеств, перед которыми дети, поддерживаемые оркестром, исполнили дважды повторенный народный гимн. Далее следовали танцы, а затем, для смены развлечений, обратная волна наверх и т.д. с промежутками, во время которых давались на сцене представления, в столовой детям предлагался чай и раздавались лакомства.

 

Этот вечер был - сплошное веселье для детей, удовольствие для взрослых и, мы уверены, громадное нравственное удовлетворение для устроителей его офицеров-воспитателей школы, труды которых не пропали даром, впечатление же удовольствия, наверное, будет живо в маленьких сердцах до ёлки будущего года. Нельзя только не сознаться, что этих впечатлений дано, может быть, слишком много для детей на один раз и вечер долго затянулся - до 12 часов ночи; это слишком поздно для детского вечера, и притом столь оживленного и весёлого» (Крадин 1999: 77-80).

 

Хабаровская женская гимназия устраивала празднование Нового года четвёртого января. На сцене гимназии гимназистки исполняли детскую кантату «Спящая царевна» В. Жуковского, переложенную на музыку П. Григорьева. Помогали детям преподаватели Хабаровской женской гимназии Могильник, П.А. Перельман, В.Г. Быков, М.И. Иванов, Д.И. Петров (ПВ. -1902. - 6 янв. - № 419).

 

Для детей нижних чинов, которых было большое количество в городе, утренняя ёлка часто делилась на 2 части (25 и 26 декабря), т.к. помещение зала не позволяла собрать всех в один раз. Начиналась ёлка с чтения туманных картинок, иллюстрировавших сказки А.С. Пушкина, басни И. Крылова и других классиков. Затем следовал показ юмористических картинок, как принадлежащих батальону, так и картин комитета народных чтений и технического железнодорожного училища. После нескольких пьес исполненных оркестром батальона приходило время чтения юмористических рассказов и показа сцен из народного быта в исполнении нижних чинов батальона, после чего под звуки марша поднимался занавес, скрывавший вторую половину казармы, и глазам зрителей представлялась огромная роскошно украшенная ёлка, сиявшая огнями и покрытая украшениями. За ней на столах лежали подарки для нижних чинов и их детей. После подарков подавали чай. Закончилась ёлка танцами (ПВ. - 1896. - 29 дек.).

 

В новогоднем спектакле участвовали ученицы и кадеты хабаровской школы. Рис. Байдака Д.Н.
В новогоднем спектакле участвовали ученицы и кадеты хабаровской школы. Рис. Байдака Д.Н.

Ёлки устраивались почти в каждом хабаровском доме, даже в семьях со средним достатком. На праздник приглашалась соседская детвора, которая тоже не уходила без подарков. В крестьянской семье Семёна Николаевича и Аполлинарии Николаевны Манюковых, проживавших в Хабаровске на улице Батарейной, 12 (ныне Гамарника), «на рождественскую домашнюю ёлку собиралась молодёжь, водили хороводы, танцевали» (Бурилова 2007: 319).

 

Для горожан ёлка устанавливалась на катке у Алексеевской женской гимназии (ныне центр технического творчества). Рабочий люд пешком выбирался в центр, чтобы посмотреть на красавицу. Там же гимназистки и ребятишки катались на коньках.

 

После Рождества наступали Святки, которые отмечались по всей России и считались молодежным праздником. Они начинались с обряда колядования, представлявшего собой театрализованное зрелище, с пением песен - добрых пожеланий хозяевам дома.

 

Молодые парни, девушки и дети переодевались в вывернутые тулупы или шубы, собирались в небольшую группу и обходили дома. После пропетых песен-пожеланий колядовщики в стихах просили у хозяина угощений. За вечер в одни и те же дома могли прийти несколько групп колядовщиков, и отказывать им в угощении было не принято.

 

Колядование было известно на всей территории России, хотя повсюду отличалось местным своеобразием. В Хабаровске можно было наблюдать разные традиции колядования, характерные для разных регионов центральной России. Так, В.Ф. Духовская вспоминала: «В первый день Рождества пять молодых хохлушек-переселенок пришли к нам колядовать, по малороссийскому обычаю» (Бурилова 2007: 110).

 

Следующим обрядом Святок, долгожданным для многих молодых девушек, были святочные гадания. Хабаровские девушки-гимназистки выпускных классов, отпущенные домой на рождественские каникулы, гадали на суженых и на то, что ждёт их в наступающем году. Гадания были весьма разнообразными, в том числе девушки бросали за ворота башмачок.

 

Молодежь, проживавшая в городе, любила развлечения на святки: гадала, ходила ряженными, «колядовала», по-своему шутила: «то дворовых псов вместе с будками переместят от соседа к соседу, то поленницу дров перенесут на другое место, то приморозят наружную дверь в дом, то сани или дровни затащат на крышу дома, то в трубу вставят дьявольские приспособления, что утром из печи весь дым идёт в избу» (ПВ. - 2010. - 29 дек.).

 

В Хабаровском Общественном собрании в святочные дни собиралась более образованное население города, смотрели новые спектакли и представления профессиональных и любительских трупп. В Военном собрании веселились на новогоднем бал-маскараде самая привилегированная публика.

 

Общедоступные маскарады, устраиваемые Общественным собранием, привлекали довольно многочисленную публику. По обилию костюмов эти вечера можно было назвать костюмированными. Так, среди мужских костюмов нередко встречались костюмы турка, жида, ливрейного лакея, индейца, китайца, рыбы, русского боярина, среди женских - средневекового художника, турчанки, еврейки, китаянки, бретонки, польской, фланерской и тирольской девушек и многие другие. Всеобщее веселье и танцы на балах порой затягивались далеко за полночь (ПВ. - 1896. - 4 февр.).

 

В 10-м Восточно-Сибирском линейном батальоне, стоявшем в самом городе, кроме устройства ёлки для солдатских детей и семей устраивались различные развлечения, в том числе и самодеятельные спектакли, которые разыгрывались в столовой батальона. Спектакли открывались исполнением гимном «Боже, Царя храни» под аккомпанемент оркестра перед портретом государя императора  на декорированном зеленью и флагами возвышении. Играли «Наталку Полтавку», водевиль «Як ковбаса, та чарка, то минетця и сварка», пьесы А.Н. Островского «Не в свои сани не садись» и «Старый математик или ожидание кометы» и много другое. Все роли, в т.ч. женские, исполняли нижние чины батальона. Спектакли сменяли танцы, после которых гостям предлагали угощение.

 

Спектакли в 10-м Восточно-Сибирском линейном батальоне часто посещали главный начальник края и офицеры батальона с их семьями и командиром батальона во главе.

 

Канун Нового года приходился на 31 декабря, его ещё называли Васильев вечер (в честь св. Василия Великого, архиепископа Кесарийского, память которого чтит православная церковь 1(14) января).

 

В ночь под Новый год в Хабаровском Успенском соборе в полночь, одновременно с выстрелом пушки, возвещающем о наступлении Нового года, начиналось молебствие. Религиозным хабаровским гражданам предоставлялась возможность начать наступавший год молитвой в храме (Приложение к ПВ. - 1901. - 28 дек.). После молебствия и богослужения генерал-губернатор приглашал к себе в дом многочисленных гостей, где в Атаманском зале принимал новогодние поздравления от военных и гражданских служащих: «Поблагодарив собравшихся, С.М. Духовской в краткой речи высказал надежду, что наступающий год явится знаменательным в истории нашего края, по событиям величайшей важности, имеющим вскоре осуществиться волею государя императора. События эти - введение судебной реформы в Сибири и начало проведения Русско-Китайской железной дороги; они должны изменить весь склад местной сибирской жизни до пределов, время достижения которых, при обычном течении, измеряется рядом десятилетий» (Крадин 1999: 77-80).

 

Первого января Нового года в Успенском соборе проводилась литургия и молебствие с провозглашением многолетия государю императору и всему царствующему дому. На богослужении присутствовали власти, офицеры Хабаровского гарнизона и все гражданские чиновники.

 

В Хабаровске была традиция проведения так называемых семейных вечеров, которые чаще всего проводили в Общественном и Военном собраниях, реже - в других заведениях. Однако Новый год был тем праздником, который всё-таки чаще встречали в семейном кругу и среди близких друзей. Так, семейный вечер в честь Нового 1897 года оказался малолюдным. «31 декабря в Общественном собрании состоялся очередной семейный вечер, который нельзя назвать удачным, по сравнительному малолюдству. В предыдущем году этот вечер протекал в собрании не сравнительно с большим оживлением», - писала местная газета. 3 января 1897 года в Общественном собрании для его членов состоялся маскарад, сопровождавшийся танцами. Отмечали, что данный маскарад был оживленнее семейного вечера.

 

Общественное и  Военное собрание часто соперничали друг с другом  в организации мероприятий в праздничные дни. У Военного собрания на тот момент были преимущество - собственное здание с просторным залом. «…В Военном собрании встреча Нового года прошла с редким оживлением, при многолюдном стечении посетителей. Вместе с тем в этот день в собрании был назначен танцевальный вечер, удавшийся как нельзя лучше. В полночь, с первым боем часов, танцы были прерваны, запенились бокалы, раздались взаимные поздравления, благопожелания, тосты… Многие приехали к моменту встречи - указатель, что этот момент нескучно протекает в Военном собрании, в большом, но тесном кругу сослуживцев, друзей и добрых знакомых. Танцевали долго. Веселье затянулось до четырёх часов» (Крадин 1999: 77-80).

 

Рождественские и новогодние празднества в Хабаровске продолжались более недели. Все развлечения заканчивались после дня Крещения Господня - 6 января. Этот двунадесятый праздник православного календаря - в память о крещении Иисуса Христа Иоанном Крестителем в водах реки Иордан. В русском народном быту Крещение означало конец Святок и считалось днём изгнания нечистой силы, очищения грехов. Главным событием Крещения было великое водосвятие. В Хабаровске вода освящалась на Амуре. К водосвятию готовились заранее, украинцы-переселенцы вырубали во льду громадный крест, выкрашивали его и ставили стоймя или водружали рядом с ним деревянный крест.  В этот день, по окончанию божественной литургии в Успенском соборе все молящиеся выходили на Соборную площадь (ныне Комсомольскую), к ним присоединялись остальные хабаровчане, крестный ход во главе с протоиреем спускался на лёд Амура к проруби. Протоирей производил молебен, освящая воду Амура. Верующие набирали воду, считая её святой, имевшей чудодейственные свойства: лечить, оберегать от злых сил и пр. (ПВ. - 1902. -  13 янв.).

 

7 января начиналась размеренная, трудовая жизнь до следующих народных гуляний: «проводов зимы» - масленицы.

 

Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова

http://hkm.ru/posetiteliu/kraevedenie/

---------------

 

Литература:

Бурилова 2007 - Бурилова М.Ф. Общество Старого Хабаровска (конец XIX - начало ХХ вв.): по семейным фотоальбомам и прочим раритетам. - Хабаровск: Издательство «РИОТИП» краевой типографии, 2007. - 528 с.

 

Востоков 1990 - Востриков Л., Востоков З. Хабаровск и хабаровчане: Очерки о прошлом. - Хабаровск: Кн. Изд-во, 1991. - 256 с.

 

Духовская 2007 - Духовская В.Ф. Из моих воспоминаний // Бурилова М.Ф. Общество Старого Хабаровска (конец XIX - начало ХХ вв.): по семейным фотоальбомам и прочим раритетам. - Хабаровск: Издательство «РИОТИП» краевой типографии, 2007. - С. 93-119.

 

Гусева 1998 - Гусева А.А. К Амуру мы съезжались на ледяных мешках // ТОЗ. - 1998. - 10 сент. - С. 3.

 

Григорович 2007 - Григорович Г.А. Старый Хабаровск и его обитатели // Бурилова М.Ф. Общество Старого Хабаровска (конец XIX - начало ХХ вв.): по семейным фотоальбомам и прочим раритетам. - Хабаровск: Издательство «РИОТИП» краевой типографии, 2007. - С. 458-492.

 

Крадин 1999 - Крадин Н.П. Старый Хабаровск: Портрет города в дереве и камне. (1858-1938). - Хабаровск: Кн. изд-во, 1999. - 304 с., ил.

.